18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Весеннее обострение прекрасного

О выставках весны и планах на март рассказал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Весна — время перемен. Время, когда все обновляется, расцветает, день становится длиннее, температура выше, небо яснее. Для тех, кто связан с культурой, это начало жаркого сезона — впереди девять месяцев активной работы, без выходных и перерывов. Я очень люблю этот культурный календарь, который по накалу не уступает сезонно жаркому лету. Каждая минута вмещает больше, чем 60 секунд, а город начинает жить совершенно другой жизнью.

 Город в этом случае — не конкретно Москва, а общество, которое формирует ее культуру; встретиться с коллегами, кажется, проще в самолете, направляющемся в Гонконг на Art Basel, или в очереди за послеобеденным чаем на Art Dubai. Однако тенденция последних лет такова, что и Москва приглашает к себе мировых деятелей культуры, она открывает двери лучших особняков, представляет богатейшее наследие своих запасников, возвращает на арт-орбиту незаслуженно забытых художников. Я бы хотел обратить ваше внимание, дорогие читатели, что мы живем в удивительное время в удивительном городе, где каждый день что-то происходит. Лондонская школа, Бэкон и Фрейд в Пушкинском, «Мода и стиль» в МАММ, Комар и Меламид с Генрихом Худяковым у нас в ММОМА/ММСИ на Петровке, 25… И это далеко не все выставки, которые ждут нас с вами в первый месяц весны. Порой хочется установить тот самый поттеровский Time-Turner, чтобы успеть на все или пересмотреть уже увиденное.

Хотелось бы чуть подробнее рассказать о наших планах на март. Работы дуэта Комар & Меламид, 50 лет назад сформулировавшего основные принципы соц-арта, иными словами, советского поп-арта, сегодня актуальны как никогда. Кульминацией нашей выставки станет reenactment, реконструкция проекта 1992 года «Что нам делать с монументальной пропагандой», в котором Комар, Меламид и приглашенные ими художники представили работы, переосмыслявшие наследие монументального искусства эпохи тоталитаризма.

Другой художник марта в нашем музее, к сожалению, так и не увидит своей персональной выставки — Генрих Худяков, уникальный человек, великий экспериментатор, в жизни которого только случай имеет значение и задает направление мысли. Это художник вне времени или, как говорят сегодня, на все времена. Его искусство находится на грани гениальности и сумасшествия, оно рождается из вибрации души и цвета. Цветограммы и визуальные коды, системы лабиринтов, наборы символов, которые может зачастую объяснить только сам Худяков, — все это одновременно его обеспокоенность общественным вкусом и способ духовного воспитания. «Приветы времени» конца 1950-х Худякова звучат сегодня еще объемнее, еще четче.

…И так как тьмою дисциплин
Насыщена на дню программа
(Когда б не самочувствий сплин!..
Да к ним не настроений гаммы!..)

Все творческое — на ходу:
В передвижении, в столовой,
В антрактах, в паузах, в поту
Возни с иноязыким словом

Или с гимнастикой дыхательной
(Ох, этот миру бы сюрприз...
Долженствовавший путь — да скатертью —
Открыть к тебе, Орфея Приз!..)…

Весна — это еще и время, когда, как в песне Сергея Никитина, не только с юга птицы прилетают, но и люди головы теряют. И я желаю всем нам, чтобы если весенние обострения и случались, то исключительно в пользу прекрасного. Ну а немного сумасшествия в этом сумасшедшем ритме большого города никому не повредит. 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+