18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей-заповедник «Александровская слобода» провел перезагрузку

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Здесь избавились от витрин в пользу иммерсивного действа: посетители могут посидеть за столом Ивана Грозного и отведать кваса под рассказы о том, как самодержец принимал послов, или поучаствовать в смотринах царских невест

Распятская церковь-колокольня на территории музея-заповедника «Александровская слобода». Фото: Юлия Батурина/Лори
Распятская церковь-колокольня на территории музея-заповедника «Александровская слобода».
Фото: Юлия Батурина/Лори

Дорога от вокзала к Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику «Александровская слобода» проходит через центр города, но увидеть что-то особенное не удается. Блочные пятиэтажки. «Магнит» и «Пятерочка», стоящие напротив друг друга. Церковь. Еще церковь. Несколько домиков XIX века. «А чем здесь люди в основном заняты?» — «Москвой. Утром садятся в электричку и едут на работу. Почти два часа туда и два обратно». Когда-то в городе был завод, который производил телевизоры марки «Рекорд», а также НИИ, где выращивали алмазы. Теперь работать почти негде. 

У музея — своя история, не менее драматичная. В Александровской слободе Иван Грозный провел 17 лет, сделав ее столицей созданного им опричного государства, и покинул ее после смерти сына (по одной из версий, им же убитого). Потом здесь был женский монастырь, и наконец появился музей — краеведческий. В 1928 году он стал филиалом Государственного исторического музея. Столичные музейщики, как могли, продолжали взятую Иваном IV линию на «собирание земель русских», и все ценные экспонаты из Александрова перекочевали в Москву. Процесс избавления слободы от «непрофильных коллекций» довершил Владимиро-Суздальский заповедник, которому музей достался в 1974 году в качестве филиала.

По словам директора «Александровской слободы» Аллы Петрухно, мысль создать тут заповедник, связанный с эпохой Ивана Грозного, появилась в 1988 году. «К этому времени музей остался с двумя коллекциями: радиоаппаратуры и тканей, — вспоминает она на юбилейной пресс-конференции. — Территория была застроена гаражами, сараями… То, что мы замыслили, казалось несбыточной мечтой: все понимали, что предметов XVI века по пальцам пересчитать даже в крупных музеях. Тем не менее за 15–20 лет ее удалось реализовать. Появился музей, который многие называют первым музеем Ивана Грозного».

Журналистов ведут посмотреть на обновленные к юбилею экспозиции. «Наша цель — не просто показать экспонаты, а дать посетителю почувствовать, как жили здесь во времена Ивана Грозного», — говорит экскурсовод Наталья Копейкина. В Покровской церкви, домовом храме Ивана IV, вполне солидная экспозиция о главных деяниях первого русского царя. Здесь и монарший трон, и парсуны Грозного и его приближенных, и вооружение того времени, поддон для подсвечника с изображением опричника и увеличенные миниатюры с изображением разгрома Новгорода. Конечно, большинство предметов — копии, но что же с того? Музей продолжает бороться и за подлинники. «Мы недавно купили „Часовник“, напечатанный здесь Иваном Федоровым, а всего их в мире сохранилось три», — расскажут нам чуть позже. Под куполом церкви раскрыты росписи XVI века, и с помощью интерактивного киоска можно их рассмотреть подробно.

Мультимедиа вообще довольно много. Вот, скажем, интерактивная карта, на которой можно проследить, как Грозный год за годом увеличивал территорию державы. Таким собирателем земель и укрепителем центральной власти он в основном и предстает в программах музея. 

«Как-то на вокзале в Москве я разговорилась с представителем российско-швейцарской турфирмы, — вспоминает Алла Петрухно о том, как она нашла путь к популярности вверенного ей музея. — „Да что же вы их возите в Сергиев Посад, а не к нам?“ — спросила я. „Какие же ваши музеи все скучные, какие же они одинаковые! — ответил он. — В Западной Европе я прихожу во дворец — и чувствую атмосферу. А у вас? Витрины, витрины, витрины“. Для меня это был шок. Я приехала в Александров, собрала ученый совет и сказала: „Завтра разбираем экспозицию в Столовой палате. Мы пойдем другим путем“».

Другой путь, открытый директором Александровской слободы, заключался в том, чтобы делать проекты в жанре иммерсивного театра, как сейчас это модно называть. В Столовой палате теперь полумрак, звучат мрачные песнопения, сочиненные, по словам сотрудников музея, самим Грозным. Посетителям предлагают посидеть за столом самодержца, отведать квасу и ржаной лепешки, выпеченной по средневековому рецепту. Ну и рассказывают о том, как Грозный принимал послов.

На другой программе одного из посетителей обряжают в царские одежды, посетительниц — в сарафаны и устраивают смотрины царских невест, состоящие из нескольких несложных конкурсов. Памятуя об обещании «дать почувствовать, как жили при Иване Грозном», ждешь, как будет обыграна смерть одной из выбранных в Александровской слободе невест через несколько дней после свадьбы, насильственное пострижение в монахини другой и утопление третьей (что, впрочем, не доказано достоверно). Но веселье не омрачается ничем.

О мрачном удается поговорить в церковном подвале, где находим дыбу, светодиодно краснеющие угли и двух манекенов: одного в колодках, другого — с топором и почему-то в высокой боярской шапке. «Вообще в подвале церкви, конечно, никаких застенков быть не могло, — объясняет экскурсовод, — но мы все же решили их устроить, чтобы рассказать о Средневековье, о том, что отношение к пыткам тогда было другим: считалось, что, истязая тело, спасают душу. Но масштабы казней Ивана Грозного ни в какое сравнение не идут с тем, что тогда творилось в Европе…» — «А зачем ему топор? Он же вроде пытает, а не убивает? А шапка?» — «Пробовали без топора, но сразу становилось как-то нестрашно. А шапку надо, конечно, переделать». 

Наверное, гигантский шаг навстречу публике стоит некоторых перегибов (тем более что они так свойственны характеру первого русского царя). А шаг действительно большой. У музея появился неплохой сайт, в соцсетях и даже на платформе «Яндекс.Дзен» ведется бурная деятельность. Разработан фирменный стиль. Ежегодный праздник «Иванов день», основанный на театрализованном погружении в историю, собирает все больше посетителей и даже стал лауреатом премии в области событийного туризма «События России». Юбилей музея будет отмечаться весь год. В программе и пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, и шахматный турнир, и театрализованное чтение «Песни про купца Калашникова» с Даниилом Спиваковским, и публикация новой книги, и открытия выставок. Даже идут переговоры с «Битвой экстрасенсов». «Пусть узнают, убивал ли Иван Грозный сына или нет…»

Посещаемость музея ежегодно растет, дойдя в 2018-м до 126 тыс. Население города каждый год уменьшается, упав в 2017-м ниже цифры в 60 тыс. жителей. Все едут в Москву, «собирание земель русских» продолжается. Осенью музей организовал опрос в соцсетях: нужно ли поставить в Александрове памятник самодержцу? «За» был отдан 391 голос, «против» — 47.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+