Предсмертная книга Линды Нохлин о теме бедности в искусстве

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Последняя работа знаменитой Линды Нохлин, историка искусства и арт-критика, исследует визуальные образы нищеты в обществе XIX века и призывает к устранению сегодняшнего неравенства

Эмиль Байар. «Козетта у трактира Тенардье в Монфермей». 1862. Иллюстрация к роману Виктора Гюго «Отверженные». Фото: London: G. Routledge & Sons, Rare Books Collection, State Library of Victoria, 1886
Эмиль Байар. «Козетта у трактира Тенардье в Монфермей». 1862. Иллюстрация к роману Виктора Гюго «Отверженные».
Фото: London: G. Routledge & Sons, Rare Books Collection, State Library of Victoria, 1886

Нищета, писал в 1840 году французский экономист Эжен Бюре, — это «морально ощутимое состояние бедности». Именно деликатную тему художественного изображения нищеты исследует Линда Нохлин в своей последней книге, отправленной ею издателю всего за несколько дней до смерти. Историк искусства, создатель феминистской арт-критики, автор знаменитого эссе «Почему не было великих художниц?», Нохлин и здесь не предлагает нам прямое иконографическое исследование. Вместо этого она рассматривает изобразительные стратегии, при помощи которых художники во Франции и Великобритании XIX века фиксировали причины и следствия крайней бедности. Автор книги обращается в первую очередь к изображениям, которые отличаются «честностью», «правдивостью» и «прямотой» — эти нравственные ценности связаны с реалистическим искусством.

Книга не только заставляет читателя обратить внимание на заявленную проблему, но и способствует ее пониманию. Прямо с обложки на нас с тоской смотрит женщина с ребенком на руках, фрагмент картины «Бездомные» Фернана Пелеса (1883). Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Гюстав Курбе тоже не раз обращались к этой теме. В иллюстрированных изданиях романов Эжена Сю «Парижские тайны» и Виктора Гюго «Отверженные», а также на иллюстрациях Гюстава Доре и Уильяма Бланшара Джерролда к книге последнего «Лондон: паломничество» перед нами предстает целая вереница образов нищих, бродяг и проституток — людей, вытесненных на обочину жизни мощным наступлением всепобеждающей индустриализации. 

Linda Nochlin. Misère: the Visual Representation of Misery in the 19th Century. Ames & Hudson. 160 c. £24,95. На ан­глийском языке
Linda Nochlin. Misère: the Visual Representation of Misery in the 19th Century. Ames & Hudson. 160 c. £24,95. На ан­глийском языке

Каждая глава посвящена определенному вопросу. В первой, названной «Ирландская парадигма», автор рассматривает тему массового голода в Ирландии в 1845–1849 годах. Масштабы трагедии оказали такое воздействие на европейское общественное сознание, что Ирландия стала считаться воплощением нищеты. Социальная катастрофа 1840-х годов подтолкнула художников к разработке новых изобразительных форм — вслед за «первично документальным» подходом, который предопределил методы фотофиксации бедности на несколько десятилетий вперед.

На примере попрошаек Гойи и экспериментальных литографий Жерико на тему бедности мы видим два противоположных способа изображения нищеты. Если один художник выражает презрение к беднякам, обращаясь к гротеску и не давая каких-либо объяснений, то другой в своих эмпатических работах уделяет пристальное внимание бытовым деталям жизни на дне. А вот фигура нищенки на картине Курбе «Мастерская художника» отодвинута на второй план: это червоточина в зарождающемся художественном либерализме, источник печали в центре аллегорического мира, который создавал великий художник. Обращаясь к социально острым, посвященным городской бедноте Третьей республики картинам Пелеса, которого Нохлин ставит вровень с Эдуардом Мане, Жоржем Сёра и Винсентом ван Гогом, она неожиданно заключает, что «существует множество способов принадлежать своему времени» и изображение погрязших в нищете — один из них.

Далекое от академической нейтральности исследование заставляет вернуться к прежним работам Нохлин, и в то же время этот труд — отражение богатого опыта автора, не чуждавшегося социальных проблем современности: неизбывной бедности в развитых странах или экономической уязвимости женщин У Нохлин была насущная потребность в образах, способных обо всем этом свидетельствовать и побуждать к борьбе с неравенством. Последняя книга автора одновременно становится и последним ее заветом, призывающим соединить исторические исследования с их политическим осознанием. 

Материалы по теме:
Умерла Линда Нохлин
Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+