18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Предсмертная книга Линды Нохлин о теме бедности в искусстве

№70
Материал из газеты

Последняя работа знаменитой Линды Нохлин, историка искусства и арт-критика, исследует визуальные образы нищеты в обществе XIX века и призывает к устранению сегодняшнего неравенства

Нищета, писал в 1840 году французский экономист Эжен Бюре, — это «морально ощутимое состояние бедности». Именно деликатную тему художественного изображения нищеты исследует Линда Нохлин в своей последней книге, отправленной ею издателю всего за несколько дней до смерти. Историк искусства, создатель феминистской арт-критики, автор знаменитого эссе «Почему не было великих художниц?», Нохлин и здесь не предлагает нам прямое иконографическое исследование. Вместо этого она рассматривает изобразительные стратегии, при помощи которых художники во Франции и Великобритании XIX века фиксировали причины и следствия крайней бедности. Автор книги обращается в первую очередь к изображениям, которые отличаются «честностью», «правдивостью» и «прямотой» — эти нравственные ценности связаны с реалистическим искусством.

Книга не только заставляет читателя обратить внимание на заявленную проблему, но и способствует ее пониманию. Прямо с обложки на нас с тоской смотрит женщина с ребенком на руках, фрагмент картины «Бездомные» Фернана Пелеса (1883). Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Гюстав Курбе тоже не раз обращались к этой теме. В иллюстрированных изданиях романов Эжена Сю «Парижские тайны» и Виктора Гюго «Отверженные», а также на иллюстрациях Гюстава Доре и Уильяма Бланшара Джерролда к книге последнего «Лондон: паломничество» перед нами предстает целая вереница образов нищих, бродяг и проституток — людей, вытесненных на обочину жизни мощным наступлением всепобеждающей индустриализации. 

Каждая глава посвящена определенному вопросу. В первой, названной «Ирландская парадигма», автор рассматривает тему массового голода в Ирландии в 1845–1849 годах. Масштабы трагедии оказали такое воздействие на европейское общественное сознание, что Ирландия стала считаться воплощением нищеты. Социальная катастрофа 1840-х годов подтолкнула художников к разработке новых изобразительных форм — вслед за «первично документальным» подходом, который предопределил методы фотофиксации бедности на несколько десятилетий вперед.

На примере попрошаек Гойи и экспериментальных литографий Жерико на тему бедности мы видим два противоположных способа изображения нищеты. Если один художник выражает презрение к беднякам, обращаясь к гротеску и не давая каких-либо объяснений, то другой в своих эмпатических работах уделяет пристальное внимание бытовым деталям жизни на дне. А вот фигура нищенки на картине Курбе «Мастерская художника» отодвинута на второй план: это червоточина в зарождающемся художественном либерализме, источник печали в центре аллегорического мира, который создавал великий художник. Обращаясь к социально острым, посвященным городской бедноте Третьей республики картинам Пелеса, которого Нохлин ставит вровень с Эдуардом Мане, Жоржем Сёра и Винсентом ван Гогом, она неожиданно заключает, что «существует множество способов принадлежать своему времени» и изображение погрязших в нищете — один из них.

Далекое от академической нейтральности исследование заставляет вернуться к прежним работам Нохлин, и в то же время этот труд — отражение богатого опыта автора, не чуждавшегося социальных проблем современности: неизбывной бедности в развитых странах или экономической уязвимости женщин У Нохлин была насущная потребность в образах, способных обо всем этом свидетельствовать и побуждать к борьбе с неравенством. Последняя книга автора одновременно становится и последним ее заветом, призывающим соединить исторические исследования с их политическим осознанием. 

Материалы по теме:
Умерла Линда Нохлин
Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+