Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью

Эрнст Неизвестный в мастерской. Москва, 1967 г. Фото: Alamy/ТАСС
Эрнст Неизвестный в мастерской. Москва, 1967 г.
Фото: Alamy/ТАСС

Вдова Эрнста Неизвестного, одного из самых знаменитых русских художников и скульпторов ХХ века, рассказала, что его произведения, хранящиеся в доме на Шелтер-Айленде, в скульптурном парке на Лонг-Айленде и в мастерской в нью-йоркском Сохо, оказались под угрозой из-за судебного спора вокруг его завещания. Международная слава пришла к скульптору после того, как в 1962 году он дал отпор главе советского государства Никите Хрущеву, резко раскритиковавшему выставку художников-авангардистов в Манеже. Впоследствии именно Неизвестный создал надгробие на могиле Хрущева по просьбе его родственников. В 1976 году художник эмигрировал в США.

Анна Грэм, с 1990-х годов жена и менеджер Неизвестного, признается, что положение стало критическим еще до смерти скульптора в 2016 году. По ее словам, высокая стоимость производства работ и расходы на лечение в последние годы жизни Неизвестного привели к тому, что на момент смерти на его счету оставалось всего $3,5 тыс. При этом наследие художника включает построенный по его собственному проекту дом в стиле «Искусств и ремесел» на Шелтер-Айленде, окруженный парком скульп­тур, которые Грэм тщательно каталогизировала. 

«Я хочу, чтобы после моей смерти все это осталось как есть, чтобы ничего не продавали», — говорил скульп­тор в 1995 году в интервью газете New York Times. «В итоге я оказалась в положении, когда у меня есть ипотека и 25 исполинских произведений, — замечает Грэм. — Если банк заберет дом, скульптуры некуда будет девать». В январе она сообщила, что при сумме долга по ипотеке в размере $95 тыс. просрочка платежей достигла $22 тыс. за три месяца. Кроме того, ей приходится платить кооперативные взносы за мастерскую Неизвестного, где хранятся огромные гипсовые отливки его скульптур.

Грэм утверждает, что является единственной наследницей, на основании копии завещания Неизвестного. Оригинал сгорел во время пожара в нью-йоркской квартире вскоре после составления завещания в 1998 году. Однако живущая в Москве дочь художника от первого брака Ольга Неизвестная также претендует на часть его наследства. Сейчас их дело рассматривается в нью-йоркском суде по наследственным делам.

«Тяжба может тянуться до конца наших дней, — сетует Грэм. — Если я потеряю дом, некуда будет девать произведения. Чтобы завещать что-то, нужно оставить и деньги, но все деньги ушли в эти бронзовые работы». Она надеется, что удастся найти какой-нибудь фонд, который поможет сохранить парк.

Как уточнила адвокат Виктория Бересс, представляющая интересы Ольги Неизвестной, Анна Грэм, будучи назначенной судом временной управляющей наследием, имеет право продавать произведения только в интересах наследия. 
Каждое лето парк на Шелтер-Айленде посещают сотни людей, а проведенный в прошлом году день открытых дверей в доме художника привлек множество местных коллекционеров. Однако, как отмечает Грэм, ее доступ к рынку ограничен. Ранее у Неизвестного были контракты с рядом дилеров, в том числе с ныне закрытой Mimi Ferzt Gallery в Сохо, которая, по словам жены скульптора, до сих пор должна ему $400 тыс., но она не может позволить себе вести еще одну дорогостоящую тяжбу.
В 2017 году Ольга Неизвестная рассказала журналу «Огонек», что в России к ней часто обращаются желающие купить произведения отца, но она вынуждена отвечать, что большинство его работ находится в Нью-Йорке. Ее адвокат считает, что и доказательство подлинности завещания, и забота о его наследии — обязанности Грэм. «Без завещания наследниц две: его дочь Ольга и его вдова Анна», — говорит Бересс. Еще она предупреждает, что, если Грэм продаст произведения не в интересах наследия, а с какой-либо иной целью, такие сделки будут «по сути недействительны, а у покупателей не будет неоспоримых имущественных прав на приобретенные работы».

В последние десятилетия жизни, после распада Советского Союза, Неизвестный работал главным образом над заказами из России, где было установлено несколько его больших скульптур. Но, как вспоминает Грэм, этот источник дохода со временем иссяк. В 2012 году она передала по дипломатическим каналам письмо скульптора Владимиру Путину, который в том же году наградил его орденом Почета. Неизвестный предлагал перенести свой скульптурный парк в Россию, но так и не получил ответа.  

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+