18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей

Михаил Никонов. «Игроки III». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Никонов. «Игроки III».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея расширяет свою коллекцию искусства ХХ–XXI веков, представленного в здании на Крымском Валу, которое с 1 апреля музей получит в полное распоряжение и где планируется провести реконструкцию по проекту прицкеровского лауреата Рема Колхаса. Благодаря дару компании «Нексиа Пачоли» к трем уже имеющимся в собрании произведениям Михаила Никонова (1928–2010) добавились еще две картины — «Игроки I» и «Игроки III», написанные в 1980-х годах.

Михаил Никонов — основатель «Группы девяти», первые выставки которой прошли в 1960-м в Москве и год спустя в Ленинграде. Ее участники вдохновлялись творчеством «бубнововалетовцев», работы которых они видели в запасниках Третьяковской галереи, куда, как рассказала научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Вера Головина, попадали по протекции знакомых искусствоведов. «Хотя они росли на Репине и Серове, знакомство с тайной линией отечественного искусства, которая тогда не афишировалась, перевернуло их мировосприятие, и они пытались говорить на новом художественном языке и искать новые формы самовыражения», — пояснила она на церемонии передачи картин Никонова музею.

При этом, в отличие от других участников «Группы девяти», в частности Владимира Вейсберга, ее основатель пока что мало известен публике, и в Третьяковской галерее намерены эту ситуацию исправить.

Для развития собрания в музее существует специальная программа «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», в рамках которой в 2018 году удалось получить более 3 тыс. произведений искусства, преимущественно XX–XXI веков. «Раньше коллекция пополнялась за счет закупок с крупнейших всесоюзных выставок. Сегодня ситуация иная, и мы прекрасно понимаем, что восполнять лакуны мы можем только за счет коллекционеров, которые дарят нам те работы, которые в свое время галерея не могла купить или не купила в силу каких-то обстоятельств, и это те работы, которые наши партнеры, меценаты и благотворители, приобретают для нас по нашей просьбе», — рассказала директор музея Зельфира Трегулова.

По ее словам, творчество Михаила Никонова чрезвычайно важно для представления художественных идей последних десятилетий ХХ века.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+