18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей

Государственная Третьяковская галерея расширяет свою коллекцию искусства ХХ–XXI веков, представленного в здании на Крымском Валу, которое с 1 апреля музей получит в полное распоряжение и где планируется провести реконструкцию по проекту прицкеровского лауреата Рема Колхаса. Благодаря дару компании «Нексиа Пачоли» к трем уже имеющимся в собрании произведениям Михаила Никонова (1928–2010) добавились еще две картины — «Игроки I» и «Игроки III», написанные в 1980-х годах.

Михаил Никонов — основатель «Группы девяти», первые выставки которой прошли в 1960-м в Москве и год спустя в Ленинграде. Ее участники вдохновлялись творчеством «бубнововалетовцев», работы которых они видели в запасниках Третьяковской галереи, куда, как рассказала научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Вера Головина, попадали по протекции знакомых искусствоведов. «Хотя они росли на Репине и Серове, знакомство с тайной линией отечественного искусства, которая тогда не афишировалась, перевернуло их мировосприятие, и они пытались говорить на новом художественном языке и искать новые формы самовыражения», — пояснила она на церемонии передачи картин Никонова музею.

При этом, в отличие от других участников «Группы девяти», в частности Владимира Вейсберга, ее основатель пока что мало известен публике, и в Третьяковской галерее намерены эту ситуацию исправить.

Для развития собрания в музее существует специальная программа «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», в рамках которой в 2018 году удалось получить более 3 тыс. произведений искусства, преимущественно XX–XXI веков. «Раньше коллекция пополнялась за счет закупок с крупнейших всесоюзных выставок. Сегодня ситуация иная, и мы прекрасно понимаем, что восполнять лакуны мы можем только за счет коллекционеров, которые дарят нам те работы, которые в свое время галерея не могла купить или не купила в силу каких-то обстоятельств, и это те работы, которые наши партнеры, меценаты и благотворители, приобретают для нас по нашей просьбе», — рассказала директор музея Зельфира Трегулова.

По ее словам, творчество Михаила Никонова чрезвычайно важно для представления художественных идей последних десятилетий ХХ века.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+