18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кредиты под залог произведений искусства — фантастика или реальность?

№70
Материал из газеты

Получить банковский кредит под залог одного объекта или целой коллекции вполне возможно — но только не в России. В США такие услуги вызывают все больший интерес и у коллекционеров, и у самих кредиторов

Получить кредит под залог любимой картины, даже не снимая ее со стены — это ли не мечта коллекционера, которому срочно понадобились средства для нужд бизнеса… или покупки новой картины? Данные за 2018 год еще не опубликованы, но в 2017-м, согласно отчету Deloitte и ArtTactic, общая сумма ссуд, выданных под залог искусства, была огромной — от $17 млрд до $20 млрд.

«Вы, может быть, удивитесь, но многие американские коллекционеры из топ-200 Artnews берут кредиты под залог произведений из своей коллекции», — говорит Ивен Бирд, возглавляющий в банке US Trust отдел связанных с искусством услуг. Один только этот банк выдал кредитов под залог искусства на целых $6,7 млрд. Аналогичные кредитные портфели некоторых других банков вроде Citi и JP Morgan также достигают миллиардов долларов. Аукционные дома тоже охотно одалживают деньги под залог произведений искусства (у лидера рынка Sotheby’s на эти цели есть резерв в $1,1 млрд). 

Точные данные получить трудно, однако, по оценкам ряда игроков рынка, основной объем — более 80% — кредитов под залог искусства приходится на США. Этот сектор активно развивается. «Быть может, самым важным фактором роста служит сдвиг, происходящий в мировоззрении коллекционеров, которые раньше относились к искусству исключительно как к хобби, а теперь рассматривают его как стратегический актив», — считает Ивен Бирд.

«Размеры займов растут, — говорит глава отдела арт-консультирования и финансов Citi Private Bank Сьюзен Дьёрдь. — Десять — пятнадцать лет назад объем типичной кредитной услуги под залог искусства составлял несколько десятков миллионов, сегодня же все чаще речь идет о сотнях миллионов». Она добавляет, что «подобный бизнес стремительно растет и на рынках Азии и Латинской Америки». 

Практически все эти компании выдают ссуды размером в 40–50% оценочной стоимости произведения, при этом некоторые удерживают его у себя, а некоторые нет. В США кредиторы для защиты своих интересов заполняют публичные оповещения о выдаче ссуды под залог, принятые в соответствии с Единообразным торговым кодексом (UCC-1). При этом заемщик может не отдавать произведение искусства кредитору. 

В странах, где подобная система отсутствует, кредиторы, как правило, предпочитают удерживать искусство до полной выплаты ссуды.

Оповещения UCC-1 находятся в открытом доступе. Изучив их, можно обнаружить, что турецкий трейдер Йоми Родрик, к примеру, взял ссуду под залог девяти работ таких художников, как Жан Дюбюффе, Ансельм Кифер, Такаси Мураками и Рудольф Штингель. Omanut Holdings взяла у TPC Art Finance кредит под залог 25 произведений, в число которых вошли работы Марка Гротьяна, Кита Харинга и KAWS. Среди заемщиков можно встретить и крупные галереи, в том числе Gagosian, Kasmin и Pace.

Размер процентной ставки варьируется очень сильно и зависит от ряда факторов. На одном конце спектра находятся частные банки, которые могут предложить очень выгодные расценки — начиная с 4–6% — своим клиентам, у которых есть другие активы помимо искусства; некоторые дают ссуды только от $5 млн и выше на срок не менее года. Кроме того, большинство кредиторов предпочитают давать ссуды под обеспечение коллекции, а не одного произведения искусства.

Существуют такие специализированные кредитные организации, как TPC, Falcon Fine Art и Emigrant, процентная ставка у которых чаще составляет около 7–9%. Небанковские кредиторы вроде Sotheby’s дают ссуды в размере до 60% нижнего эстимейта приблизительно под 8%, но делают это, как правило, при условии, что впоследствии работа будет выставлена на торги.

На другом конце этого спектра находятся кредиторы, выдающие краткосрочные кредиты на меньшие суммы. Как пример — фирма Borro с представительствами в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, которая может выдать ссуду всего на £100 тыс. на три месяца, но со ставкой от 1 до 2,5% в месяц. 

Справка

Ульяна Доброва

Руководитель отдела оценки произведений искусства НИНЭ им. П.М.Третьякова

В России кредиты под залог искусства всегда были редкостью, а после кризиса 2008 года, когда цены на арт-рынке сильно упали, эта практика почти сошла на нет. Если их и выдают, то по индивидуальной договоренности постоянным клиентам, имеющим хорошие отношения с менеджментом банка. Условия примерно такие же, как за рубежом: за произведение можно получить 50% от оценочной стоимости. При этом в залог принимают только дорогостоящие работы. Размер кредита составляет не менее $250 тыс., то есть сама вещь должна стоить не менее полумиллиона. В 2005 году открылся банк «Новый символ», созданный специально для того, чтобы давать кредиты под залог искусства. У него было неплохое хранилище для произведений (банк лишен лицензии в 2017 году. — TANR). В России такие кредиты очень рискованны для банков. Основной риск — потеря ликвидности.

Еще…
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+