«Госсовет» отправляется из Русского музея в Третьяковку

Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Второй раз за все время пребывания в Русском музее огромное полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы музея. Первый раз это случилось в 2002 году, когда картину представляли в Москве на выставке, посвященной 200-летию создания Госсовета. Сейчас картине предстоит повторить этот путь — она займет свое место в Новой Третьяковке на юбилейной выставке, посвященной 175-летию со дня рождения художника (16 марта — 18 августа). 

По словам заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, решение об отправке в Москву «Госсовета» далось непросто. 

— Во-первых, это одна из центральных работ Репина в экспозиции музея, и для нас задача, чем заменить картины из этого зала, — сказала Евгения Петрова. — Кроме того, полотну предстоит пережить четыре закатывания на вал и раскатывания. 

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Но главной проблемой оказалась рама: на выставку в столицу ее не отдают, поскольку она давно не реставрировалась, находится в очень печальном состоянии и перевозке не подлежит. Так что Третьяковке предстоит найти или изготовить для гигантского полотна Репина (четыре на почти девять метров) новую раму, подходящую по размеру и стилю. Родная рама останется на месте, что тоже создает серьезные проблемы для музейщиков — зал, в котором всегда экспонировалось полотно Репина и эскизы к нему, является проходным из основного здания в Корпус Бенуа. Поэтому закрывать его нельзя, но и оставлять на виду пустую раму тоже не стоит. Было решено «зашить» это место фальшстеной и на время отсутствия шедевра Репина разместить в зале картины других художников. Когда картина вернется из Москвы, она останется на своем месте и не будет никуда перемещаться ради следующей юбилейной выставки Репина, которая откроется 3 октября в Корпусе Бенуа и займет там весь первый этаж. Что в ответ предоставит Третьяковская галерея, пока что не сообщается, но, по словам директора Русского музея Владимира Гусева, они ждут что-то не менее выдающееся. 

Таким образом, традиционный межмузейный обмен будет продолжен: сейчас на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее находятся его картины из собрания Русского музея, в том числе и картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили прямо из экспозиции, но вскоре вернули.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+