«Госсовет» отправляется из Русского музея в Третьяковку

Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Второй раз за все время пребывания в Русском музее огромное полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы музея. Первый раз это случилось в 2002 году, когда картину представляли в Москве на выставке, посвященной 200-летию создания Госсовета. Сейчас картине предстоит повторить этот путь — она займет свое место в Новой Третьяковке на юбилейной выставке, посвященной 175-летию со дня рождения художника (16 марта — 18 августа). 

По словам заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, решение об отправке в Москву «Госсовета» далось непросто. 

— Во-первых, это одна из центральных работ Репина в экспозиции музея, и для нас задача, чем заменить картины из этого зала, — сказала Евгения Петрова. — Кроме того, полотну предстоит пережить четыре закатывания на вал и раскатывания. 

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Но главной проблемой оказалась рама: на выставку в столицу ее не отдают, поскольку она давно не реставрировалась, находится в очень печальном состоянии и перевозке не подлежит. Так что Третьяковке предстоит найти или изготовить для гигантского полотна Репина (четыре на почти девять метров) новую раму, подходящую по размеру и стилю. Родная рама останется на месте, что тоже создает серьезные проблемы для музейщиков — зал, в котором всегда экспонировалось полотно Репина и эскизы к нему, является проходным из основного здания в Корпус Бенуа. Поэтому закрывать его нельзя, но и оставлять на виду пустую раму тоже не стоит. Было решено «зашить» это место фальшстеной и на время отсутствия шедевра Репина разместить в зале картины других художников. Когда картина вернется из Москвы, она останется на своем месте и не будет никуда перемещаться ради следующей юбилейной выставки Репина, которая откроется 3 октября в Корпусе Бенуа и займет там весь первый этаж. Что в ответ предоставит Третьяковская галерея, пока что не сообщается, но, по словам директора Русского музея Владимира Гусева, они ждут что-то не менее выдающееся. 

Таким образом, традиционный межмузейный обмен будет продолжен: сейчас на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее находятся его картины из собрания Русского музея, в том числе и картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили прямо из экспозиции, но вскоре вернули.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+