«Госсовет» отправляется из Русского музея в Третьяковку

Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Второй раз за все время пребывания в Русском музее огромное полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы музея. Первый раз это случилось в 2002 году, когда картину представляли в Москве на выставке, посвященной 200-летию создания Госсовета. Сейчас картине предстоит повторить этот путь — она займет свое место в Новой Третьяковке на юбилейной выставке, посвященной 175-летию со дня рождения художника (16 марта — 18 августа). 

По словам заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, решение об отправке в Москву «Госсовета» далось непросто. 

— Во-первых, это одна из центральных работ Репина в экспозиции музея, и для нас задача, чем заменить картины из этого зала, — сказала Евгения Петрова. — Кроме того, полотну предстоит пережить четыре закатывания на вал и раскатывания. 

Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея. Фото: Наталья Шкуренок
Полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» покидает залы Русского музея.
Фото: Наталья Шкуренок

Но главной проблемой оказалась рама: на выставку в столицу ее не отдают, поскольку она давно не реставрировалась, находится в очень печальном состоянии и перевозке не подлежит. Так что Третьяковке предстоит найти или изготовить для гигантского полотна Репина (четыре на почти девять метров) новую раму, подходящую по размеру и стилю. Родная рама останется на месте, что тоже создает серьезные проблемы для музейщиков — зал, в котором всегда экспонировалось полотно Репина и эскизы к нему, является проходным из основного здания в Корпус Бенуа. Поэтому закрывать его нельзя, но и оставлять на виду пустую раму тоже не стоит. Было решено «зашить» это место фальшстеной и на время отсутствия шедевра Репина разместить в зале картины других художников. Когда картина вернется из Москвы, она останется на своем месте и не будет никуда перемещаться ради следующей юбилейной выставки Репина, которая откроется 3 октября в Корпусе Бенуа и займет там весь первый этаж. Что в ответ предоставит Третьяковская галерея, пока что не сообщается, но, по словам директора Русского музея Владимира Гусева, они ждут что-то не менее выдающееся. 

Таким образом, традиционный межмузейный обмен будет продолжен: сейчас на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее находятся его картины из собрания Русского музея, в том числе и картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили прямо из экспозиции, но вскоре вернули.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+