18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Амазонки времен холодной войны захватили Дрезден

№70
Материал из газеты

Художницы Восточного блока в искусстве зачастую были радикальнее мужчин

После падения Берлинской стены в 1989 году восточногерманским художникам пришлось вести непростую борьбу за место в современном искусстве объединенной Германии. А художницам здесь добиться успеха оказалось труднее, чем мужчинам. Устроители выставки «Восстание Медеи» в Дрездене решили исправить эту несправедливость, посвятив ее творчеству художниц-феминисток, работавших за железным занавесом. Экспозицию составили произведения 16 немецких художниц; еще 17 —представительницы Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. 

Работы здесь в разных техниках — живопись и скульптура, фотография, перформанс, а также альтернативная мода, представленная костюмами к перформансу коллектива из Восточного Берлина Allerleirauh. «Многие из этих костюмов до сих пор воспринимаются как субкультурные, а не искусство, — говорит куратор выставки Сюзанна Альтман. — Но даже внутри субкультур доминировали мужчины». При этом именно женщины чаще мужчин не боялись использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы. Как, например, Криста Яйтнер (р. 1935), чья работа «Трехкрылая колонна» (1978) из веревок и текстиля тоже включена в выставку. «Мое творчество в ГДР воспринималось не как искусство, а как ремесло», — вспоминает художница. 

Именно женщины соцлагеря, а не мужчины играли с огнем, устраивая провокации и эксперименты на грани фола, как Гундула Шульце Эльдов (р. 1954) с шокирующе откровенными фотографиями аутсайдеров. Возможно, это случилось потому, что цензоры обращали на них меньше внимания, допускает куратор. «Парадоксально, но отсутствие свободы порождает порой  и еще большую степень свободы», — говорит Альтман.

Однако были и жесткие преследования. Так, одна из участниц выставки Габриеле Штёцер (р. 1953) была осуждена за диссидентскую деятельность и провела какое-то время в заключении, а после выхода на свободу была под наблюдением тайной полиции. Художнице Корнелии Шлайме (р. 1953) запретили выставляться, и в 1981 году она вынуждена была бежать в Западный Берлин. В конце 1970-х запретили выставляться и Кристе Яйтнер. Дрезденская выставка, по признанию художницы, фактически первая, как, впрочем, и для других ее участниц. Большинство показанных здесь работ демонстрируется впервые, и критикам еще предстоит определить их место в истории немецкого искусства. По словам куратора, почти все, что собрано на выставке в Дрездене, до падения стены в 1989 году «экспонировалось на подпольных выставках или в мастерских».  

Выставочный зал в Липсиусбау
Восстание Медеи. Радикальные художницы за железным занавесом
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+