18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Альберт Эйнштейн в свое время изменил художественное пространство

№69
Материал из газеты

Выставка в Беркли вернула из небытия целое направление и его идеолога

Кубизм, футуризм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм — в этом водовороте художественных направлений первой половины ХХ века Карой Тамко Ширато (1905–1980), сегодня почти забытый венгерский поэт и теоретик искусства, увидел четкую и неумолимую логику. Еще студентом, учась в Будапеште на юриста, писавший стихи и не чуждый авангардным экспериментам, он придумал двухмерную, «плоскостную» поэзию, где слова выстраиваются не в строки, а парят, как «аэропланы, прочерчивая линии в пространстве».

В 1930 году Тамко Ширато приехал в Париж, где с головой погрузился в кипящую художественную жизнь, познакомился с художниками-модернистами, а в 1936 году выпустил манифест, в котором объявил, что все авангардистские эксперименты, объединенные им в одно движение — «пространственность» (dimensionism), так или иначе основаны на теории относительности Альберта Эйнштейна. Тамко Ширато придумал и формулу нового направления: N + 1. Идея же заключалась в том, что благодаря новой концепции пространства и материи в литературе, живописи и скульптуре «появилось другое измерение: живопись перешла от двухмерного к трехмерному пространству, а скульптура обрела вдобавок к трем еще и четвертое». В результате искусство теперь надо воспринимать органами всех пяти данных человеку чувств, а не только традиционно созерцая.

Манифест Тамко Ширато подписали многие художники, в том числе Ханс Арп, Робер и Соня Делоне, Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Александр Колдер, Ласло Махой-Надь. «Все они в большей или меньшей степени признавали влияние науки на свое искусство», — говорит Ваня Маллой, куратор выставки в музее в Беркли, посвященной Тамко Ширато и его концепции влияния на искусство научных открытий ХХ века. В марте она уедет в Художественный музей при Амхерстском колледже (Массачусетс). К выставке вышла также книга Маллоя «Пространственность: современное искусство в эпоху Эйнштейна», посвященная позабытому движению.

Карой Тамко Ширато собирался организовать первую интернациональную выставку «пространственного» искусства и издавать журнал под названием «N + 1», но из-за болезни вынужден был уехать в Будапешт. Далее случилась Вторая мировая, затем холодная война — и в Париж он больше не вернулся, увлекся йогой, даже открыл школу, а на жизнь зарабатывал литературными переводами. 

Только в 1960-е годы Карой Тамко Ширато вновь  вспомнил о своей теории «пространственности», написал посвященный ей пространный текст, который так и не был опубликован до нынешней выставки в Беркли, — в ее каталог он включен. На выставку удалось собрать 70 произведений, живописи, скульптуры, работ в других медиа из разных американских институций — тех, кто подписал манифест Ширато, и тех, кто никогда о нем не слышал, но на которых повлияли научные открытия ХХ века. Как в случае скульптора Исаму Ногучи, который дружил с Ричардом Фуллером (1895–1983), архитектором, дизайнером и изобретателем, объяснившим ему формулу Альберта Эйнштейна E = mc2.  Важно помнить, поясняет куратор, что «все эти художники никоим образом не иллюстрируют научные открытия. Они только дают повод для того, чтобы усомниться в достоверности той реальности, которая воспринимается нами как данность». 

Художественный музей Беркли и Тихоокеанский киноархив (BAMPFA)
Пространственность и модернистское искусство в эпоху Эйнштейна
До 3 марта 2019

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+