18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цветы запоздалые

№69
Материал из газеты

Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции

Если по сути, то книга Росса Кинга — полноценная биография Клода Моне в духе серии «Жизнь замечательных людей», правда, с акцентом на последние годы. Художник тогда окончательно осел в Живерни, занялся не только живописью, но и обжорством, формированием парка, разведением растений, медленно теряя близких и зрение. Этот, демонстративно избирательный, подход Кинга понятен: Моне прожил длинную и насыщенную жизнь в таком количестве эпох, что уравновешенное жизнеописание его потянет на увесистый том и десятилетия тщательных исследований. Потому что степень проработанности подобных книг зависит в первую очередь от черновой работы с первоисточниками.

Судя по библиографии и пространным примечаниям, Кинг подошел к вопросу фундаментально. Практически каждое положение «Чарующего безумия», едва ли не каждый абзац его подтверждены ссылками да сносками. На архивные документы, на дневники и мемуары, а главное — на публикации в старых газетах. Их хрупкие подшивки Кинг избороздил вдоль и поперек, чтобы, например, реконструировать патриотический настрой французов периода Первой мировой войны, а также особенности дружбы Моне и Жоржа Клемансо — ведь проект передачи Французской Республике гигантских панно художника, ныне украшающих овальные залы Музея Оранжери, спровоцировал и вынес на себе именно этот великий политик. Клемансо вытерпел многолетние капризы Моне, придумавшего дорогостоящее и сложное предприятие (овальные стены стали обязательным условием его дара), которое чуть было не заглохло. Потому что, когда Франция уже купила эти, беспрецедентно длинные, полотна и начала строить павильон с залами особой формы (Моне успел зарубить пару архитектурных проектов), художник отозвал дар и ушел в глухую «несознанку».

Вообще-то весь Оранжери вырос из идеи дать идеологический заказ известному живописцу, прославившемуся в том числе видами Руанского собора. Клемансо предлагал Моне изобразить зверства немцев, разоривших на территории Франции не один готический собор. Однако текучий, ассоциативный стиль художника плохо подходил для передачи детализированных разрушений. К тому же Моне тогда уже был дряхл даже для недалеких поездок. Как раз в тот момент он, всю жизнь мечтавший о крупном госзаказе, и придумал проект «больших декораций», ставший вершиной его творчества.

История создания цикла и передачи его музейным хранителям (Моне соблазнился примером Огюста Родена, передавшего государству особняк с мастерской, и первоначально думал экспонировать свои кувшинки именно там, среди скульптур друга) позволяет объединить разрозненные экскурсы в единый сюжет. Это оказывается важным для Росса Кинга, начинавшего карьеру, между прочим, с фантастических романов. То есть задумывающегося не только о содержании, но и о внятной, фабульно линейной форме, близкой к романной.

Полки книжных магазинов давно завалены книгами, похожими друг на дружку, из-за чего сложно разобраться, какие из них достойны внимания. В случае с Россом Кингом важнейшими аргументами за являются его исследовательская дотошность и опыт беллетриста.

Жизнь Моне, начинавшего с вполне реалистических композиций, прославившегося импрессионистическими полотнами, а закончившего монументальным абстрактным экспрессионизмом, сама по себе тянет на эпический роман. То, что его создает не искусствовед, вязнущий в профессиональных частностях, но писатель с ремесленным пониманием возможностей повествования, — дополнительное конкурентное преимущество. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+