Великий импрессионист оказался выдающимся коллекционером

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

Клод Моне покупал картины друзей-художников у них самих, их маршанов и наследников

Пьер-Огюст Ренуар. «Мадам Моне с сыном». 1874. Холст, масло. Фото: © Courtesy National Gallery of Art, Washingto
Пьер-Огюст Ренуар. «Мадам Моне с сыном». 1874. Холст, масло.
Фото: © Courtesy National Gallery of Art, Washingto

Мало кто знает, что Клод Моне (1840–1926) был еще и азартным коллекционером. Но эту часть жизни он скрывал от посторонних глаз. В его доме в Живерни на виду были лишь японские гравюры. Картины же, которыми он дорожил и на которые не жалел денег, висели в его спальне. «Просто я эгоист, и моя коллекция предназначена исключительно для меня и нескольких друзей», — говорил художник. Информацию о коллекции кураторам пришлось собирать по крупицам, и история эта сродни детективной. Единственная инвентарная опись, составленная нотариусом после смерти художника, сгорела вместе с архивами нормандской коммуны Лез-Андели в 1940 году. А единственный наследник, старший сын Мишель Моне, получивший после смерти отца искусства и имущества на сумму не менее 5 млн франков, распродал все, что представляло ценность. Картины Камиля Коро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна разошлись еще до Второй мировой и на годы вперед оплатили ему затратное увлечение африканским сафари. А все, что осталось: картины самого Моне и небольшие портреты отца и матери кисти Ренуара, — бездетный сын передал Музею Мармоттана.

Отправной точкой коллекции считается портрет-шарж Моне (1859–1861) Шарля Мари Луйе. Они учились вместе в Гавре и по молодости зарабатывали карикатурами. Он стал первым в собрании портретов Моне.

С 1859 по 1889 год коллекция пополнялась главным образом за счет подарков. Пока он начинающий художник, а вместе с женой Камиллой они красивая пара. Их пишут и им дарят. Рассказывают, что как-то вечером Ренуар заскочил в Аржантёй к своему доброму приятелю Клоду, а там в саду Камилла играла с сыном — и он не удержался, взял краски и кисти друга, набросал их портрет и подарил хозяину дома («Мадам Моне с сыном», 1874). И это едва ли не единственная вещь Ренуара, за которую Моне не заплатил ни франка. Начиная с 1890-х у Моне появляются серьезные американские покупатели, его картины быстро растут в цене — и он приобретет как минимум пять важных работ своего друга. За «Мечеть. Арабский праздник» (1881) выложил не менее 10 тыс. франков парижским маршанам! Моне часто видели на предаукционных выставках в Париже, но никогда в зале на торгах: покупки он передоверял.

Камилль Писсарро. «Крестьянские девушки». 1891. Холст, масло. Фото: © Sheffield, Museums Sheffield
Камилль Писсарро. «Крестьянские девушки». 1891. Холст, масло.
Фото: © Sheffield, Museums Sheffield

Поль Сезанн еще один любимый художник уже состоявшегося Моне-коллекционера. Есть история о том, как он выудил Сезанна у «папаши Мартена» — маршана, торговавшего импрессионистами. За свой пейзаж Моне хотел 100 франков, но у Мартена было только 50, и недостающее покрыл один Сезанн. Самой же знаменитой картиной Сезанна у Моне был «Негр Сципион».

Обменивался Моне и с Огюстом Роденом. Своему другу он подарил пейзаж Бель-Иля, а тот ему — бронзу «Молодая мать в пещере».

Но большая часть собрания — приобретения. Начиная с 1900 года картины художнику поставляли такие зубры арт-рынка, как Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар.

Так, благодаря Дюран-Рюэлю он выкупил несколько портретов детей его второй супруги. Ее первый муж, некогда успешный коммерсант и коллекционер Эрне Ошеде, заказывал портреты их шестерых детей самым модным художникам, но в итоге продал коллекцию за долги. Моне задался целью вернуть хотя бы часть своих работ из этого числа. На парижскую выставку из Национального музея европейского искусства в Токио приедет «Мальчик в цветах» (1876) — портрет пасынка художника, Жака Ошеде.


Музей Мармоттан-Моне
Моне-коллекционер
14 сентября – 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+