18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Подлинно аристократическая коллекция

В Москве откроется выставка фламандских мастеров XVII века из собрания князя Лихтенштейнского

С инициативой проведения выставки к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лихтенштейном выступил княжеский дом, предложив определить ее формат и состав самому музею. Коллекция, которая хранится в замке-резиденции в столице княжества городе Вадуц и в Лихтенштейнском дворце в Вене, широко известна благодаря музейному уровню входящих в нее произведений и тому, что последние 30 лет ее показывают по всему миру. Так, часть картин прибудет в Москву из Шанхая, где проходила выставка 100 произведений фламандской живописи XVI–XVII веков и выполненных по ним гравюр и шпалер.

О концепции московской выставки рассказывает заведующий отделом искусства старых мастеров Вадим Садков. «Мы решили пойти по другому пути: взять, c одной стороны, наиболее цельный раздел и наиболее значительный, с другой — фламандские живописцы XVII века во главе с Рубенсом, поскольку в собрании князя Лихтенштейна одна из лучших в мире подборок этого великого мастера. Это очень интересная коллекция, позволяющая представить различные этапы его творчества и жанры, в которых он работал».

Кроме того, московская выставка представит и «лицо» этого собрания, его отличие от других частных собраний. «Это аристократическая коллекция, которая уходит корнями в XVII век и продолжает комплектоваться. То есть это живой организм, в отличие от, скажем, собрания Галереи Дориа — Памфили, которая ничего не покупает», — говорит Садков. Первым собирателем, заложившим основу будущей блистательной коллекции, стал Карл I фон Лихтенштейн (1569–1637). С тех пор она неустанно пополнялась каждым следующим поколением княжеской семьи.

С лихтенштейнским собранием ГМИИ связывают давние отношения: в 2009 году в музее прошла выставка
«Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейна», а к 100-летию ГМИИ, который отмечался в 2012 году, из этого собрания был привезен «Портрет Марии де Тассис» (около 1629) Антониса Ван Дейка, включенный и в нынешнюю выставку. Всего же там будет 55 произведений. Костяк экспозиции составят 19 работ Рубенса, в числе которых такие хрестоматийные, как «Портрет Клары Серены, дочери художника», «Венера перед зеркалом» и «Нахождение младенца Эрихтония». А одна из картин мастера — «Марс и Рея Сильвия» (1616/1617) — будет представлена на разных этапах ее создания: эскизом к картине, самой картиной и вытканной по ней шпалере. Помимо Рубенса, на выставке будет также десять работ Ван Дейка и три — Якоба Йорданса, а также произведения Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего и Брейгелей, Старшего и Младшего. За редким исключением, все эти шедевры окажутся в Москве впервые. По словам Вадима Садкова, ГМИИ своим выбором произведений постарается также показать «двуединую природу фламандской живописи: с одной стороны, это большие декоративные, необычайно красочные произведения Рубенса и его круга, с другой — маленькие, тщательно выписанные картинки, предназначенные для коллекционеров».

К выставке выйдет и каталог со статьями коллектива авторов как со стороны Лихтенштейна, так и ГМИИ, включая эссе Вадима Садкова о его атрибуции одного из произведений коллекции — «Изображение галереи коллекционера». Ранее оно приписывалось кругу Франса Франкена II, но, как удалось доказать, на самом деле принадлежит кисти Корнелиса де Байо.

ГМИИ им. А. С. Пушкина
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс…
Москва
19 июня — 11 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+