18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Константин Звездочетов: «Я не художник, не живописец, я картинщик»

№69
Материал из газеты

Ни одна ретроспектива отечественного современного искусства не обходится без работ Константина Звездочетова, но собственные выставки он делать не любит. В XL Галерее, к ее 25-летию, Звездочетов все же открыл свою новую выставку

Ваша последняя большая выставка была в Московском музее современного искусства (ММОМА) в 2009 году, как раз к вашему 50-летию.

Нет, мне тогда было 51, даже 52.

Значит, к юбилею опоздали, а новая откроется, когда вам будет 60. Извините, что я говорю про возраст.

Нет-нет, возраст — это важно. Одна из составляющих единства времени и пространства.

Почему же вы так долго не выставлялись?

Мне физически тяжело выставку делать, да и надоело. Вот эта была придумана лет 20 назад. Ну а последние 10 лет я занимался фотографией, мультипликацией, валял дурака на сцене, пел.

И это кормило?

А потихонечку я рисовал картинки и продавал их. На то и жил — есть любители. Это лето было тяжелым: пришлось больше работать и дешевле продавать. Но я больше так не могу: рисую 40 лет — меня уже тошнит! Если думать, что родился только для этого, то становится очень обидно. Мне кажется, что человек выше профессии. Тем более что я не художник, не живописец, я картинщик. Изготавливаю картины. Любой профессиональный художник скажет про них: плохо. Ведь у меня сплошное цитирование, компиляции. Но некоторым мои картинки нравятся — за красоту, некоторую дурашливость, а кому-то — и за глубокое содержание.

Но ведь вы публику и надуваете. На прошлой выставке в ММОМА завесили три этажа совершенно одинаковыми примитивными пейзажами, цитирующими фрагмент карикатуры в «Крокодиле» 1955 года.

Вот и тогда меня заставили большую выставку делать! Ну я и нашел эту карикатуру художника Пирцхалава…

Я помню, Георгий (Гигла) Пирцхалава рекомендовал в Союз художников Зураба Церетели. Тогда у вас получился такой концептуальный финт, а вы же в молодые годы вместе с группой «Мухомор» противопоставляли свои шуточки серьезности концептуалистов.

Все равно это был один круг. Противостояние — неправильное слово, это была антитеза. Ну и когда это было? В 1980-е годы. А теперь я не «мухомор». Дело в том, что проблемы с идеями нет, только с их реализацией. В какой-то мере процесс пачканья плоскости по воскресеньям приносит удовлетворение. Но когда вы, как лошадь, пашете, а потом придут люди, посмотрят и пожмут плечами…

Или порадуются.

Ни одной слезы не утру, ни одного голодного не накормлю своей деятельностью! Ну да, единственное утешение — что я развлек кого-то. Но пользы нет от искусства. От моего — уж точно! Поэтому и молчу я. У меня сейчас задача — работа над ошибками.

И как же она происходит? Будем говорить не о жизненных, а о профессиональных ошибках.

Не знаю, просто поставлена задача такая. К сожалению, профессия занимает большую часть времени. Вот я всю жизнь пропрыгал козлом, а сейчас это стало таким профессионализмом в худшем смысле этого слова. Нет прежней ловкости в прыжке. Появилась такая институция — совриск. Раньше это было просто образом жизни, а сейчас я функционер. Не для этого мы шашки вынимали.

А для чего вы их вынимали в молодые годы?

Хотелось другой реальности. Жить по-другому. Была устоявшаяся художественная система. Не то чтобы она мне не нравилась — но хотелось иного. Теперь это иное стало системой. Прихожу сейчас на выставку — все нормально, вот таким и должно быть современное искусство. Нормально! Послушайте, так получилось, что у нашего поколения все мечты и желания сбылись! Например, хотели, чтобы не было советской власти, — ее и нет. Хотелось ходить в храмы, путешествовать, хотелось, чтобы везде валялись джинсы и жвачка, и устрицы, хотелось выставляться и печататься в журнале «Огонек». И все получилось, как заказывали. Даже в мелочах. Вот я рисовал в конце 1980-х людей в ватниках под георгиевским флагом, а теперь есть «ватники» и «колорады». Некоторые мои друзья рисовали что-то про смерть — и через некоторое время умирали.

Предчувствовали?

Магия. Я уже устал приводить этот пример: когда первобытный человек шел на охоту, он рисовал в пещере мамонта, пронзенного стрелой.

Наколдовали?

Вот! Поэтому я и работаю над ошибками. Итак, все сбылось, но почему-то нам это не нравится — верующие стали атеистами и ругают жирных попов. А когда поехали за границу и увидели их искусство, то поняли, что нет у нас там единомышленников. Получилось, что наша страна теперь стала провинцией. Находясь в изоляции, мы, художники, может быть, были ущербными и консервативными, но мы не были провинцией. Кабаков, Монастырский, «Мухомор» — это не провинция. Сейчас же у нас полностью отсутствует собственный визуальный контекст, его заменил интернацио­нальный. Раньше у нас был плохонький, но свой кинематограф, оформительское искусство — это был наш, художников, материал и наш контекст. А сейчас все ворованное и купленное.

Но у нас есть государственная идеология, ориентированная на национальную традицию.

И слава богу, что она появилась! Объясню почему. Наше искусство — критичное, держится в основном на альтернативности. Шпана должна оставаться шпаной, а не превращаться в академиков.

Но ведь так мир устроен, импрессионисты и передвижники были когда-то шпаной от искусства.

Да я знаю, знаю! Но я думал, что мы сможем обмануть природу. А ее, вижу, не обманешь, но меня это все равно не устраивает. Поэтому я хочу работать над собственными ошибками, а в конце попасть в рай. Вот и делаю сейчас все про рай. У людей ведь разное представление о нем. Я вот, по сути, ученый, но практик, эмпирик. Собираю гербарий — образы рая. Вот на прошлой выставке (выставка «Нормальная цивилизация» в XL Галерее в 2009 году. — TANR) был образ рая как заграницы, потому что в основном у наших людей, особенно в советское время, рай был там. «За границей и погода лучше, и люди». А сейчас меня интересует образ рая как жизни до революции. Такое представление тоже есть, не у всех, правда.

Значит, ваша новая выставка представит еще одно представление о рае?

Ну да. Знаете «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля? Рай дореволюционного детства: гимназисты, глобус, путешествия, смешная газетная реклама. Многие имена взяты там из рекламы. Главный злодей Уродонал Шателена — это средство для очистки почек, царь Бренабор — из рекламы мотоцикла. Вот я создам такую среду — маленький уездный город. Там будут разные вещи (на антиквариат денег не хватило, так что сам сделаю). И все будет в черно-белой и желтой гамме, имперской. Ведь мы этого мира в цвете не представляем. Называется «Привет из Москвы!» — на открытках так раньше писали. Но этот рай будет показан не через мое восприятие, а через представление о нем советского человека. Цитаты визуальные будут, но немного трансформированные. Я же все-таки не совсем концептуалист. А вот смотрите, «История одного города» Салтыкова-Щедрина кажется из временного далека тоже райским местом. Такие там замечательные Угрюм-Бурчеевы, Органчики, Бородавкины… Вот мы сто первый раз смотрим гоголевского «Ревизора» и уже не думаем про коррупцию, нам нравится этот маленький мир, бал, гостиница, «лабардан-с». Так издалека мы и заграницу видели: гангстеры, проститутки, миллионеры…

…девушка Виола — ваш персонаж.

Да, как ангел. Мы знали, что там безработица и проблемы, но нам этого хотелось. Русские ведь театральный народ, нам хотелось в это сыграть. Вот и сыграли в 1990-х. Но нам там нравилась фактура, предметный мир. А художники именно фактурой и занимаются, это философы говорят про смыслы. Вот когда мы не были провинцией…

…а были задницей мира…

Задница, между прочим, не провинция, а очень важная часть тела. У меня даже картина есть на эту тему.

Получается, что вы солидарны с телевизором, где сейчас принято ругать 1990-е и ностальгически вспоминать советскую жизнь как райскую.

Нет! Вы не даете мне договорить! Вот когда до перестройки мы не были провинцией, мы занимались смыслами, но совершенно не занимались фактурой.

Мы — художники?

Люди, меня очень поздно назначили художником. Вам потому и кажется, что мы были задницей, поскольку не занимались фактурой. Убогие ткани, убогая еда, улицы, один вид сыра — сыр. Потом в 1990-е у нас появился акционизм. Он был очень убог по содержанию. В сравнении с венским акционизмом 1950–1960-х — просто подростковый крик, озорство. Но у него была богатая фактура…

То есть яркие, запоминающиеся образы.

Я и говорю: фактура. Поэтому наши акции имели резонанс. Нашу, «мухоморов», акцию в метро, когда мы там просто жили, в Германии повторили только через 15 лет. Я 1990-е критиковал в 1990-х. Именно тогда и перестал быть приверженцем общечеловеческих ценностей и либерально-демократических идей. Так что я не следую никакой моде. В общем, когда осуществлялись мечты, это приносило удовлетворение, но, видимо, заказ был неправильно сформулирован: хотелось того же и еще устриц.

Понятно. Чтобы фактура пришла, а смыслы остались.

А получилось, фактура — для избранных, а смысла никакого.

Так что же с этим делать?

Я вам не Чернышевский с Лениным. Каждый отвечает за себя. А вы что хотите, то и делайте. Я в оставшееся время буду исправлять ошибки. Еще я всю жизнь хотел стать писателем, но пока не получается, все время отвлекают.

Картинки отвлекают?

Картинки, и вообще жизнь. Она ведь приятна, интересна. Хочется дурака на сцене повалять.

Вот вы говорите, что идеи у вас есть, а сил и времени осуществить их не хватает. Но можно же нанять исполнителей.

Пытался-пытался, но никто ничего не понимает. Больше тратишь энергии, смиряя чужие амбиции и объясняя, чего хочешь. Но все равно рисуют не так, как я вижу.

Но домики для прошлой выставки не вы рисовали.

Я там провел интересный эксперимент, попросил разных людей нарисовать домик.

И они вышли одинаковыми, потому что их срисовали с карикатуры Пирцхалавы.

Неправда! Можно сказать, что и люди все одинаковые: голова и два уха! Ох уж эта ваша невнимательность, поверхностность! Каждый нарисовал домик родных мест. Например, Саша Савко нарисовал домик бессарабский, Вадик Захаров — нечто среднее между домами, которые строили русские в Таджикистане, и подмосковной дачей.

Знатные люди вам рисовали.

У меня есть картинка «Собачья площадка», ее помогал мне делать Олег Кулик.

И за сколько помогал?

Нет, денег я ему не дал. Он же не раб! А так я плачу 10%.

Знаете, моя любимая ваша работа — «Артисты — метростроевцам», роскошная мозаика с гайдаевской троицей. Там и фактура, и смысл.

Мне тогда повезло, я ведь не сам выкладывал мозаику, только лицо Никулина. Это делал Валя Плотников, эскиз помогал делать Игорь Бурый, и стоило это мне всего $1 тыс. А золото, смальту мне подарила табачная компания. Да, повезло. 

XL Галерея, Москва
Константин Звездочетов. Привет из Москвы!
25 декабря 2018 – 20 января 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+