18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Право Романовых на царство укреплено

Завершена очистка и укрепление Утвержденной грамоты об избрании на царство Михаила Романова из Российской государственной библиотеки

На сегодняшний день существуют два экземпляра подлинной Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова в 1613 году, важнейшего государственного документа, подтверждающего законность власти Романовых.

Один из них находится в Музеях Кремля, второй — в Российской государственной библиотеке (РГБ). Экземпляр из Кремля сохранился в форме листа, а экземпляр из РГБ — в виде свитка со всеми элементами оформления, в том числе с печатями и шитьем, фактически в таком же виде, в каком он существовал в начале XX века, когда происходила предыдущая реставрация.

К 400-летию дома Романовых готовилась масштабная выставка, на которой организаторы предполагали представить свиток Утвержденной грамоты из РГБ. Для диагностики ее состояния в фонды отдела рукописей РГБ пригласили сотрудников отдела реставрации рукописей и графики Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Даже первоначальный осмотр показал, что экспонировать грамоту невозможно, требовалась серьезная реставрация, которую и инициировала РГБ. Финансовую поддержку проекту оказал благотворительный фонд «Ренова». Оформление документов для реставрации затянулось, и представить грамоту на юбилейной выставке не удалось. Но сейчас работа, которую выполняли специалисты отдела реставрации рукописей и графики ГосНИИР, завершена.

«Мы провели предварительное исследование и поняли, что документ нуждается в первую очередь в глубокой очистке и укреплении бумажного слоя, — рассказала художник-реставратор Елена Фролова, заведующая отделом реставрации рукописей и графики ГосНИИР, выполнившая эту работу. — Первым нашим шагом стал демонтаж свитка на отдельные сегменты, с которыми мы потом и работали». Грамота была полностью развернута, все детали — бумажная основа, чернила, золото, многочисленные заклейки — тщательно изучены под лупой и микроскопом. На каждом этапе реставрации проводилась поэтапная диагностика состояния бумажной основы, качества клеев, сохранности золота, чернил, пергамента кустодии и печатей, корректировалась методика. Для укрепления бумаги и красочного слоя, для увлажнения и подклейки были использованы только профессиональные апробированные реставрационные материалы, исключительно натуральные.

Реставрация продолжалась год и осложнялась большими размерами объекта, использованием железо-галловых чернил с лицевой и оборотной стороны и наличием золота, прочность связи которого с бумажной основой была нарушена многочисленными механическими повреждениями бумаги.

«Все работы были благополучно произведены без использования современных синтетических материалов, — говорит Елена Фролова. — Подклеены все разрывы и сломы, шитье, на котором крепятся печати, было укреплено. В результате нам удалось открыть фрагменты текста в конце свитка, закрытые предыдущими реставрациями».

Теперь грамота имеет экспозиционный вид, ее текст и оформление сохранены в полном объеме, и ее может читать любой ученый, исследователь, искусствовед.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+