18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

АЕС+Ф: порог между земным и небесным

№6, октябрь 2012
№6
Материал из газеты

Участники группы АЕС+Ф Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали The Art Newspaper Russia о своем новом проекте The Liminal Space

АЕС+Ф. Проект «Пир Трималхиона». «Леди и Вождь». Холст, масло. 205 x 180. 2011. Фото: АЕС+Ф
АЕС+Ф. Проект «Пир Трималхиона». «Леди и Вождь». Холст, масло. 205 x 180. 2011.
Фото: АЕС+Ф
Справка

БИОГРАФИЯ

AEС + Ф
Арт-группа

Группа возникла в 1987 году и состояла из трех участников: Арзамасовой Татьяны, Евзовича Льва и Святского Евгения (AEС), в 1995 году к ним присоединился фотограф Фридкес Владимир (+ Ф). Стали известны благодаря Исламскому проекту 1996 года, где фотографии знаковых архитектурных сооружений Европы и Америки были снабжены исламскими атрибутами. АEС + Ф также создают скульптуры из пластика, из которого делают яхты. Презентация скульптурного проекта Ангелы и демоны. Парад состоялась в 2009 году во Франции. Одна из скульптур группы стоит в лесах напротив Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, где прошла их ретроспектива в 2007 году. В то же году представляли Россию на Венецианской международной биеннале. Сотрудничают с московской галереей «Триумф».

Еще…

В Манеже 25 сентября состоялась мировая премьера проекта арт-группы AEС + Ф The Liminal Space. Параллельно с 28 сентября Трилогия демонстрируется в «Мартин-Гропиус-Бау» в Берлине. Проект состоит из трех мультиканальных видеоинсталляций: Последнее восстание, Пир Трималхиона и Аllegoria Sacra. По отдельности эти три работы выставлялись неоднократно, но впервые будут собраны в одном пространстве. Интервью с Татьяной Арзамасовой и Львом Евзовичем, это половина группы AEС + Ф.

Что значит название проекта The Liminal Space?

Е: Это словосочетание. Мы оставили на английском языке. Оно означает переходное состояние, в том числе в религиозных практиках, когда человек вышел из предыдущей ипостаси, но еще не вошел в желаемую, во время ритуала. Limin (лат.) — это порог, промежуточное состояние. Некая «пороговость» присутствует во всех наших произведениях: между реальным и  виртуальным, комичным и серьезным и т. д.

А: Пародия на самих себя. 

Е: Также limin обозначает порог между земным и небесным. 

А: Название свойственно всем трем вещам. В первой части (Последнее восстание) — когда подростки рубятся между собой. В Пире Трималхиона — это граница между слугой и господином, между истинным наслаждением и наслаждением процесса потребления; мир в работе показан как будто бы прекрасным и в то же время отвратительным. Эта замершая точка, перекатить через рубеж — это будет предыдущее состояние, а если потом — это будет уже следующее, совсем другое.

Вы реагируете своими произведениями, несмотря на то, что они привязаны к другому сюжету, на современные события? Аэропорты в 2010 году, также китайский дракон — это про Олимпиаду в Пекине? Как акын: что вижу, то пою?

Е: Обычно у нас получается предвосхищать какие-то масштабные события. Вот, например, вулкан, вокруг которого летают самолеты, — это наша реакция на трагические события в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а оказалось, что он ассоциируется с извержением исландского вулкана Эйяфьядлайокудль. Кадр, когда самолеты плывут по Венеции, — это цитата происшествия, когда пилот посадил самолет на Гудзон. Мы берем какие-то образы, которые значат больше самих себя, больше, чем сама авария, несчастный случай, террористический акт, в масштабе человечества. В наших произведениях присутствуют ассоциации с ладьей Артура или с Мертвецом Джармуша, и это не формулируется напрямую, но образ, картинка нас волнуют.

А: Аllegoria Sacra — аллюзия на картину Джованни Беллини Священная аллегория. Вообще Беллини — сам венецианец, но в итоге из окончательного варианта произведения возникает много образов, которые мы вовсе не имели в виду. Мы любим этого художника, но в данном случае наше обращение к картине — это элемент, который облегчил довольно сложное наше высказывание, мы его подвязали именно для лучшего понимания, усвоения. Русские зрители любят почитать то, что написано в каталоге, экспликации на стене, и убедиться, что они увидели именно эту картину. Картина Священная аллегория скорее мосток через поток. Ни в коем случае нельзя говорить о том, что это оживление картинки Беллини, — это совсем параллельная история и некая спекуляция на художнике. Нас картина привлекала, но, когда это совместилось с аэропортом, каннибалами и пришельцами, тогда все сошлось.

Как вы выбираете актеров для своих работ? Это ваши многочисленные друзья? Важна ли медийность и узнаваемость персонажа? Алексей Плуцер-Сарно снялся у вас до всей этой истории с группой Война?

А: Нас в Плуцере интересовала его фактура. На роль апостола Павла он подошел идеально, в этих робокопских доспехах. Специально для роли отращивал в течение года волосы и бороду. Получился такой абсолютно библейский персонаж — усталый, флегматичный, библейско-еврейской внешности. Для первой части мы использовали стрит-кастинг (подбор актеров на улице). Идешь и видишь: вот истинный «Караваджо». Также снимали учеников школы Большого
театра.

Е: В кастинге всегда есть концептуальная идея. В первой части (Последнее восстание) нас интересовал именно караваджийский андрогин — мужественные девушки, женственные мальчики, такая ангеличность, которая может перейти по сюжету на противоположную сторону. В остальных двух частях (ПирТрималхиона и Аllegoria Sacra) для нас очень важным был расовый признак, цвет кожи актеров. Мы хотели добиться разнокультурного диалога. Снимали студентов Института им. Патриса Лумумбы. В Аllegoria Sacra мы работали с реальными беженцами из Афганистана, которые на сегодняшний день в Москве торгуют мороженым. Актерами также стали настоящие африканские аристократы, из богатых семей. Третий слой — известные профессиональные актеры: С. Светличная, Б. Романов, А. Руденский, А. Харитонов, — шоумен Данила Поляков. Друзей среди актеров Трилогии очень мало. Нас интересует именно характер артиста — харизма, медийность не нужна. Какие-то люди участвовали во всех трех проектах, но их очень мало, например Данила Поляков и Наташа Гинку. Многие были заняты на двух.

Проект из трех частей изначально так задумывался?

Е: Нет. Каждый раз приходила идея следующего проекта, а когда мы сделали третий, поняли, что есть определенная общая тема, и решили, что они вполне связаны. Некие вещи перетекают из одного фильма в другой. Мы поняли, что это есть трилогия, но нам бы ни в коем случае не хотелось бы делать тетралогию. После каждого проекта происходит обрыв, и мы начинаем все заново. Все части не являются ни в коем разе продолжением предыдущей.

У вас абонемент на Венецианскую биеннале? Вы показывали все части на ней? 

Е: В 2011 году мы не участвовали, это нам приписывает пресса. Мы посчитали это ненужным для нас. В 2011 году у нас был анонсик на выставке «Гаража» в Венеции.

А: Мы довольно расслабленно смотрим на это мероприятие. Первый раз в 2007-м мы были на выставке в павильоне, второй раз — участвовали в параллельной программе. Может, мы примем участие в Венецианской биеннале 2013 года в другом проекте.

Е: С третьим проектом, Аllegoria Sacra, мы даже сознательно сделали паузу, наша публика должна нас немного ждать. Как ни странно, Россия изолирована от потока арт-индустрии. У нас практически нет музеев современного искусства международного уровня. Звезд мировой арт-сцены показывают недостаточно часто. Вот и выходит, что участие в Венецианской биеннале считается вершиной карьеры, хотя венец карьеры художника — это, наверное, какой-то масштабный музейный проект, музейная биография. Вообще венец карьеры  — это как раз The Liminal Space.

Вы начали проект в 2005 году. Далеко ли ушли технологии за семь лет? Работа по монтажу, по склейке стала проще с появлением всяких гаджетов?

А: Абсолютно.

Е: Мощность компьютеров с каждой историей увеличивалась в полтора-два раза.

А: Соответственно, это влияло на возможности и на язык.

Е: Последнее восстание мы сделали, не задумываясь о том, что сделаем видео. Это был проект фотоколлажей. Видео же было сделано практически на коленке, и нам пришлось обыгрывать недостаток технологий: искажения лиц, переплыв тел, своеобразное уродство.

А: В Последнем восстании это было необходимо. Недостаточная технологичность была обыграна как художественный язык, который нам подошел. А в Аllegoria Sacra технология уже позволяет делать довольно раскованные виртуозные вещи. Может, в следующих работах мы, наоборот, снизим технический уровень, но это зависит от идеи.

Вы плотно, семь лет, работали над проектом. Теперь какие мысли, планы? Работать в той же технике? Или чем-то другим порадуете?

А: Мы все время думаем о том, как перед собой не соврать. У нас с 1990-х годов своеобразный невроз, назойливая привычка реагировать на быструю смену событий. Мы не хотим надоедать прежде всего самим себе — это главный посыл, который нами движет. Мы делаем какие-то параллельные проекты. Мы хотим побыть в состоянии пустоты, и при этом у нас существует ряд идей, о которых рано говорить.

Группа существует уже более 20 лет. В чем секрет такой удивительной сплоченности, слаженности? Как насчет творческих конфликтов? «Секс, наркотики, рок-н-ролл» вас не рассорили.

Е: У нас всем достаточно интересно, именно этот интерес мы ценим больше всего. У нас каждый занят тем, что ему больше свойственно. Каждый имеет свое влияние в группе. У нас не существует назначенного лидерства. Естественно, никто из нас не фотографирует, так как у нас есть Фридкис.

Кто финансирует ваши проекты?

А: Финансируем проекты мы сами совместно с галереей «Триумф». И еще галерея помогает нам искать инвестмент. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+