18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

От забора до расцвета

№69
Материал из газеты

Реставрация исторического здания не защищает его от сноса, но привлекает внимание властей и общества к проблеме сохранения архитектурного наследия, утверждают волонтеры

Спасение архитектурного наследия, которое не имеет официального охранного статуса (а таких объектов у нас большинство), в России — дело энтузиастов и частных волонтерских движений. Например, фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», основанный в 2015 году в Самаре, посвящен реставрации фасадов старинных деревянных домов в российских регионах. Этим летом фестиваль охватил 26 городов, среди которых Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Омск, Самара. 

За три года через «Том Сойер Фест» прошло около 2 тыс. человек. Кто-то едет в города проведения фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга, кто-то присоединяется на местах, некоторые волонтеры приезжают из-за границы. «Мы работаем как кинотеатр или ресторан: у нас есть график работы, и любой человек может прийти, посмотреть на то, как мы работаем, или остаться на несколько лет», — говорит основатель «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков. И добавляет, что название, отсылая к герою Марка Твена, придает фестивалю дух авантюризма и детства.

Дома для реставрации выбираются по принципу «целесообразности». «Сначала, выбирая тот или иной объект для реставрации, мы исходили из его архитектурной ценности, а сейчас стараемся помогать конкретным людям — и не важно, живут ли они там или арендуют здание как офисное. Если у них не хватает средств на ремонт, но они хотят и дальше жить в этом доме и готовы о нем заботиться, мы помогаем ресурсами и компетенциями. Красота для нас вторична, потому что именно люди — тот самый каркас, который позволяет существовать экономике и поддерживать историческую среду», — отмечает Андрей Кочетков. 

Все работы всегда согласуются с местными властями, которые в большинстве случаев идут навстречу волонтерам. Так, в 2015 году администрация Самары профинансировала около четверти всех работ по восстановлению дома на улице Льва Толстого.

Стоимость работ разнится в зависимости от размера и степени сохранности объекта, а также качества используемых материалов. На восстановление одного дома требуется минимум 40 тыс. руб. В некоторых случаях бюджет может достигать 500 тыс. руб. В Боровске Калужской области волонтеры в прошлом году отреставрировали дом на улице Ленина, который признан выявленным объектом культурного наследия. Снос ему не грозил, но здание находилось в предаварийном состоянии. «Благодаря спонсорам нам удалось собрать около 70 тыс. руб. и восстановить внешний облик здания: покрасить фасады, укрепить окна, залатать щели. Это очень важная для нас история: так мы показываем властям, что сохранять старинную деревянную архитектуру можно и это не требует огромных средств», — рассказывает руководитель боровского отделения «Том Сойер Феста» Владимир Кобзарь.

«Мы не называем свою работу научной реставрацией, не хотим профанировать последнюю и низводить научное знание до общедоступного занятия. Другой вопрос, что зачастую фирмы, которые имеют лицензии на реставрацию, работают менее профессионально, чем мы», — подчеркивает Кочетков. Для работ по всем объектам волонтеры привлекают профессиональных реставраторов, строителей, резчиков по дереву, которые выступают в качестве консультантов или кураторов. «Мы работаем в основном с краской и другой химией, которая применяется в профессиональной реставрации, но в маленьких городах не всегда есть возможность приобрести эти материалы, — признается Андрей Кочетков. — Без поддержки спонсоров и местных жителей было бы гораздо труднее. Порой помощь приходит из самых неожиданных мест. Например, на площадку могут просто прийти люди и предложить что-то сделать за свой счет. В первый год существования фестиваля крупная компания увидела в соцсетях пост про нас и предложила нам свою краску. Параллельно занимаемся поиском партнеров среди профильных организаций: звоним, пишем, организуем встречи. Иногда помогает случай». 

За всю историю существования «Том Сойер Феста» волонтеры отреставрировали 54 дома. Однако сам факт реставрации не дает собственнику здания никаких гарантий, что оно не будет снесено. Так, этой осенью в Калуге снесли участвовавший в проекте «Том Сойер Фест» дом архитектора Яковлева. Реставрация — лишь один из механизмов привлечения внимания к судьбе исторических построек, считает Владимир Кобзарь. Впрочем, если у дома есть собственник и он заинтересован в его сохранении, спасти здание можно, даже если оно выведено из списка объектов культурного наследия. Один из примеров — флигель усадьбы Зеленко в Самаре, который в 2012 году лишился охранного статуса. Застройщики собирались возвести на его месте многоэтажный жилой комплекс. В прошлом году волонтеры «Том Сойер Феста» отреставрировали фасады здания, организовали кампанию по его спасению — в результате флигель признали частью ансамбля усадьбы, отказались от сноса и вернули в список объектов культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+