18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Второе открытие Африки

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента

Королевский музей Центральной Африки.  Фото: David Pla
Королевский музей Центральной Африки.
Фото: David Pla

Африканское искусство — как современное, так и традиционное — сегодня на пике популярности. Цены растут, появляются новые крупные коллекционеры, специализированные арт-ярмарки множатся, музеи соревнуются в выставках, а разговоры о реституции, которую пообещал бывшим французским колониям президент Эмманюэль Макрон, еще больше подогревают интерес к культурному наследию Африки.

Александр Яковлефф. «Ганза» («Ритуальные танцы коренного народа реки Убанги передцеремонией обрезания»). 1926. Фото: Royal Museum for Central Africa
Александр Яковлефф. «Ганза» («Ритуальные танцы коренного народа реки Убанги передцеремонией обрезания»). 1926.
Фото: Royal Museum for Central Africa

О том, что главными популяризаторами африканского искусства в Европе были художники-модернисты XX века, которым племенные маски и статуэтки стали и моделями и музами, сказано немало. Да и не надо быть специалистом, чтобы увидеть, что маски конголезского племени лвалва с птичьими носами-клювами на одно лицо с портретами Пабло Пикассо, будь то «Плачущая женщина» (1937) или «Авиньонские девицы» (1907). На волне интереса к примитивному искусству подобные выставки все чаще появляются на афишах мировых музеев. По соседству c картинами Жоржа Брака, Поля Гогена, Пауля Клее, Анри Матисса, Эмиля Нольде оказываются африканские маски, тотемы, скульптуры, бытовые предметы. Без Африки не обходится сегодня ни одна международная ярмарка, ни один аукционный дом. За классическим, традиционным искусством Черной Африки коллекционеры охотятся на BRAFA в Брюсселе. Параллельно с BRAFA уже много лет проходит Bruneaf — салон неевропейского искусства.

Королевский музей Центральной Африки в муниципалитете Тервюрен, что в 8 км от Брюсселя, — крупнейшее собрание африканского искусства, в частности из Конго. Нередко его называют последним колониальным музеем в мире. Сегодня жить с таким званием все равно что в условиях чрезвычайного положения: никогда не знаешь, в каких еще грехах тебя обвинят. Но в Бельгии достойно отражают удары. В том числе благодаря активной работе с современными художниками и смелым тематическим выставкам, включая выставки о колониальном прошлом. И главное, они не открещиваются от истории.

Ян Фабр. «Небеса восхищения». Королевский дворец в Брюсселе. Фото: Jan Fabre / Royal Palace of Brussel
Ян Фабр. «Небеса восхищения». Королевский дворец в Брюсселе.
Фото: Jan Fabre / Royal Palace of Brussel

К примеру, в конце 1990-х Ян Фабр по поручению королевы Паолы оформил потолок Зеркального зала в королевском дворце в Брюсселе. Художник и его помощники покрыли потолок зала, некогда заказанного королем Леопольдом II, проводившим жестокую и кровопролитную колониальную политику в Конго, роскошной мозаикой из блестящих африканских жуков.

Дворец колоний, в котором ныне размещается музей, был построен по приказу Леопольда II на руинах сгоревшего охотничьего павильона к Международной выставке в Брюсселе в 1897 году. В этом неоклассическом здании были представлены достижения народного хозяйства и культуры Конго. К дворцу примыкал живописный сад, где был главный аттракцион экспозиции — живые африканские деревни. Король руководствовался сугубо просветительскими задачами, но его задумка пришлась по вкусу не всем. Одни кричали: «Как можно?!» — другие: «Только так и нужно!» Впрочем, скандал сделал свое дело: выставку посетило более 1 млн зрителей. В 1898 году его указом был основан Музей Конго, и всем военным, миссионерам, торговцам и ученым велено было везти туда все, что им встретится любопытного во время их конголезских вояжей. Везли вплоть до 1960 года, до провозглашения независимости африканской республики. Набрались сотни тысяч предметов, и в них — вся история искусства Конго. Однако за прошедшее с тех пор время постоянная экспозиция устарела и потеряла связь с актуальными научными исследованиями, а инфраструктура музея, особенно с точки зрения маломобильных посетителей, никак не соответствовала стандартам XXI века.

Фрагмент новой экспозиции Королевского музея Центральной Африки в Тервюрене. Фото: Royal Museum for Central Africa
Фрагмент новой экспозиции Королевского музея Центральной Африки в Тервюрене.
Фото: Royal Museum for Central Africa

Главное новшество в открывающемся после реконструкции музее — новый входной павильон из стекла минималистской архитектуры, который связан с главным зданием подземной галереей из выставочных залов. В павильоне разместили необходимые современному музею медиа-, конференц- и детский залы, ресторан и магазин. Кроме того, были обновлены все выставочные залы в историческом Дворце колоний. Главная трудность состояла в том, что это памятник архитектуры и, например, высказывания Леопольда II о том, что Бельгия несет свет и знания в Конго, трогать нельзя. Но и оставлять их тоже нельзя: в сегодняшнем мире не принято гордиться своими колонизаторскими победами. Пришлось отдельно обозначать позицию музея по историческим вопросам. Кроме того, кураторы разбавили старинные трофеи работами современных художников. Собственно, эта новая — дополненная и улучшенная — постоянная экспозиция и открывает музей после реконструкции. 

Королевский музей Центральной Африки открыт с 9 декабря. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+