18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани отметил 25-летие

№69
Материал из газеты

Уголок земного шара, посвященный его председателю

В то время, когда Осип Мандельштам (по словам исследователя авангарда Николая Харджиева) говорил, что «в Хлебникове есть всё», причастные к судьбе поэта знали: он умер неприкаянным и бездомным, «без ничего», оставив после себя только рукописи. Да и нужен ли был дом этому безбытному страннику, движимому «голодом пространства», если в одном из последних стихотворений он намеревался «кости свои успокоить» под «крышей мира», в духовном Тибете? Противник мещанства и приобретательства, «председатель земного шара» предлагал «внести новшество в землевладение, признав, что площадь землевладения, находящегося в единоличном пользовании, не может быть менее поверхности земного шара». Понятие «дом Велимира Хлебникова» с конкретным адресом казалось когда-то странным и надуманным.

Однако осенью 1993 года в родительской квартире поэта, чей отец основал Астраханский заповедник, открылся музей Велимира Хлебникова. Идея такого музея возникла еще в 1970-е, когда в Астрахани состоялась выставка сестры поэта, художницы Веры Хлебниковой; затем очень долго решался вопрос о расселении жильцов из бывшего доходного дома на улице Свердлова, 53. С передачей семейных реликвий наследниками Хлебниковых (племянником поэта, художником Маем Митуричем и внучатой племянницей Верой Митурич-Хлебниковой, тоже художником) в 1994-м решился вопрос о наполнении экспозиции. Чего стоит один только железный сундучок Велимира, не позволивший сгореть его сочинениям в огне Гражданской войны — вопреки легенде о пресловутой наволочке! Здесь вообще немало подлинных предметов, в том числе произведений искусства, связанных с именем и идеями поэта. Но музей не выглядит мемориалом, у него несколько иная задача — дать представление о поэте как «сеятеле очей» и провозвестнике «мировой азбуки».

Дом-музей является филиалом Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина (у нее тоже юбилей — 100-летие). И программу к годовщине хлебниковского дома готовили совместно галереей. В частности, появилась «будетлянская лаборатория» как часть мультимедийного проекта. Кроме уже знакомых астраханцам участников Хлебниковских чтений, ученых Александра Парниса и Николая Перцова, свои лекции и мастер-классы провели художники Борис Трофимов и Михаил Погарский. Петербургский театр Lusores представил сцены по произведениям Хлебникова и Елены Гуро. А из Москвы приехала выставка живописи и графики художника-вхутемасовца Серафима Павловского «Зангези-пророк». Кстати, здесь представлены и материалы предыстории дома-музея, поскольку именно Павловскому Май Митурич доверил когда-то первый проект (при участии экспозиционера Калерии Чернышевой).

Юбилей совпал с народным голосованием о присуждении астраханскому аэропорту нового имени, и музей включился в обсуждение. Ратуя, конечно, за имя Велимира Хлебникова, не только введшего в обиход слово «летчик», но и фантаста, изобретшего воздушную амфибию — «нырлетскач». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+