18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Реликвии старообрядцев гостят в Музее русской иконы

№69
Материал из газеты

В Москву впервые привезли более сотни вещей из коллекции Анны Мараевой

Музей русской иконы продолжает серию выставок, знакомящих московского зрителя с сокровищами из региональных музеев. Теперь это старообрядческие иконы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев из Серпуховского историко-художественного музея, когда-то принадлежавшие местной купчихе первой гильдии и владелице ткацкой мануфактуры Анне Мараевой (1845–1928). 

История жизни этой замечательной женщины заслуживает отдельного рассказа. Анна Васильевна родилась в крестьянской семье, перешедшей в старообрядчество, образование получила домашнее. Замуж вышла тоже за старообрядца, Мефодия Мараева. После скоропостижной смерти мужа 37-летней вдове  пришлось взять на себя управление текстильным производством и молочной фермой. Что не помешало ей всерьез увлечься коллекционированием. «Собрание Анны Васильевны Мараевой — явление удивительное. Казалось бы, не было никаких предпосылок к тому, чтобы купчиха Анна Мараева, руководившая оставшимся на ее плечах после смерти мужа семейным предприятием, проявила себя тонким ценителем искусства. Однако уровень ее коллекции как нельзя лучше свидетельствует о незаурядном собирательском таланте владелицы», — рассказывает директор Музея русской иконы Николай Задорожный. 

Коллекция Мараевой не имеет аналогов. Здесь и старообрядческие иконы с XIV по начало ХХ века из самых разных регионов России (из Москвы, Поволжья, Пскова и Новгорода, Ростова, Ярославля, с Русского Севера), и редкие предметы старообрядческого благочестия. Это богослужебные книги, кресты, складни, предметы традиционной одежды и обихода, которые тоже включены в московскую экспозицию. 

Самая ранняя икона в собрании Мараевой и на выставке — византийское «Распятие» XIV века, которое ныне хранится в Третьяковской галерее. После революции большевики выселили из особняка его хозяйку, а большую часть хранившейся в нем коллекции, в том числе и европейскую живопись, включили в собрание основанного там музея, в состав которого в 1988 году вошел и местный Покровский старообрядческий храм с его иконами. Другая же часть коллекции разошлась по разным музеям, попав в собрания Исторического музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника в Коломенском и Русского музея.

Включенные в московскую выставку иконы — Николая Чудотворца с житием конца XV века, датируемые XVI веком образы пророков Давида, Даниила, Исайи и Михея — недавно прошли реставрацию. Некоторые из них экспонируются впервые, как, например, «Омовение ног», «Страшный суд» и «Пророк Михей». В процессе реставрации выяснилось обстоятельство, меняющее наши представления о судьбе древних икон у старообрядцев. Известно, что мастера-староверы их серьезно поновляли, не оставляя первоначальной живописи. Однако при реставрации «Омовения ног» обнаружился прекрасно сохранившийся древний слой. Всего на выставке более сотни экспонатов, в том числе и личные вещи Анны Васильевны: сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг.  

Музей русской иконы
Сокровище вечное
1 декабря 2018 – 1 марта 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+