18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Роберт Моррис, один из ведущих представителей минимализма

Знаменитый минималист, скульптор и критик скончался 28 ноября в Кингстоне (штат Нью-Йорк) в возрасте 87 лет

Роберт Моррис поступил в Канзасский университет учиться на инженера, но через некоторое время перевелся на художественное отделение. Позднее он изучал искусство в Институте Канзас-Сити и философию в Рид-колледже в Портленде. Отслужив в 1951–1952 годах в Инженерных войсках США, в 1963 году он получил степень магистра искусствоведения в Колледже Хантера в Нью-Йорке.

В творчестве Морриса прослеживаются самые разнообразные влияния — от танца и перформативного искусства (его женой была хореограф Симона Форти, вместе с которой он работал в Театре танца Джадсона) до абстрактного экспрессионизма. После переезда в Нью-Йорк художник начал создавать концептуальные минималистические скульптуры, благодаря которым прославился. Первая персональная выставка Морриса состоялась в Green Gallery в 1963 году.

«Роберт Моррис был сложной, неутомимой, часто спорной, иногда неверно понимаемой и крайне важной фигурой в истории искусства после 1960 года, — говорит Джеффри Вайс, бывший старший куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма, работавший с Моррисом над каталогом его ранней скульптуры. — Он был одновременно художником и критиком, и его деятельность в 1960–1970-е сыграла фундаментальную роль в развитии минимализма, постминимализма и концептуализма. Его наследие многообразно и неотделимо от истории искусства».

В 2016 году The Art Newspaper предложила Моррису принять участие в подготовке специального материала, посвященного поворотной выставке «Первичные структуры», прошедшей в 1966 году в Еврейском музее в Нью-Йорке, с которой началась карьера таких первопроходцев минимализма, как Филлип Кинг, Карл Андре и Мел Бохнер. В свойственной ему манере Моррис ответил, что вопросы журналистов «банальны, поверхностны, незрелы, неуместны, бестолковы, пошлы, скучны, слабы, бездушны, провокационны, подобострастны и скользки», и потребовал, чтобы газета либо опубликовала его заявление без правок, либо не публиковала вовсе. Поскольку тогда его комментарии не вошли в печатную версию газеты, мы публикуем их впервые сейчас.

«То, что сегодня называется минимализмом, было, по сути, критической формой модернизма, которая начала складываться со времен аналитического кубизма. В его формирование внесли вклад многие художники, писатели, музыканты и танцоры. Помимо художников, чьи работы вошли в ту выставку, следует назвать творчество Марселя Дюшана, Джона Кейджа, Самуэля Беккета, Ла Монте Янга, Джорджа Брехта, Генри Флинта и Симоны Форти. В основе их, на первый взгляд, упрощенных, редуцированных работ лежат стратегии добровольного наложения ограничений на процесс создания искусства, отказ от экспрессивности в пользу систем, позволяющих автоматизировать и анимировать создание искусства. Это можно назвать „редукцией деятельности“, в которой действий художника остается все меньше и меньше. Случайность, неопределенность, правила и другие нормативные процедуры заменяли ручную работу художника. Объекты, вошедшие в „Первичные структуры“, были лишь одним из аспектов долгого исторического перехода».

Две новые серии работ Роберта Морриса — «Знамена» и «Проклятия» — сейчас выставляются в нью-йоркской Castelli gallery (до 25 января 2019 года).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+