18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Матвей Казаков — гений на пепелище

№68
Материал из газеты

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 280-летию со дня рождения московского архитектора

Немногие московские архитекторы остались в городской топонимике, но Матвею Казакову (1738–1812) повезло, и заслуженно. Вокруг улицы его имени в Басманном районе сохранилось немало его построек. На выставке к 280-летию со дня рождения архитектора собраны проекты, объемные модели, гравюры и рисунки, его знаменитые альбомы с чертежами и планами, а также графика его современников из десятка музеев и архивов. 

Учителями Казакова были Витрувий, Палладио и Виньола, трактаты которых он усердно штудировал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского. Вслед за ним Казаков создал архитектурный облик города, но уже другой. На смену елизаветинскому барокко пришел классицизм с неоготикой. 

Казакову в большой степени обязана своим обликом допожарная Москва. Впрочем, другой он ее и не знал. Расцвет его карьеры пришелся на конец 1770‑х — 1790-е годы. Тогда возникают Петровский путевой дворец и кремлевский Сенат, здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания (нынешний Дом союзов) и усадьба Губина на Петровке, Голицынская (1-я Градская) больница и храм Вознесения на Гороховом поле. А еще казенные и партикулярные строения, которые стали не только украшением московских улиц, но и образцами для последующей застройки. 

С началом Отечественной войны 1812 года семья увезла немолодого уже архитектора в Рязань, где он и узнал о сдаче Москвы и пожаре. Новость о том, что «многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», как писал его сын, стала для Казакова ударом и приблизила его смерть. Построенные же им здания и правда пострадали. Многие из них восстанавливали ученик основанной им школы Осип Бове и приезжий швейцарец Доменико Жилярди, не всегда во всем придерживаясь изначальных казаковских проектов. Так что, получается, и мы сегодня допожарную Москву Казакова не очень-то знаем. Тем интереснее познакомиться с ней на выставке. 

Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Матвей Казаков и допожарная Москва
5 декабря 2018 – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+