Десять мест, которые стоит посетить в Дни культурного наследия

С 11 апреля по 30 мая Департамент культурного наследия города Москвы организует бесплатные экскурсии в памятники архитектуры, куда обычно доступ ограничен

Фасад магазина «Чай — кофе» на Мясницкой улице. Здание является объектом культурного наследия и было построено как жилой дом и магазин в 1890–1893 гг. архитектором Романом Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Перлова. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Фасад магазина «Чай — кофе» на Мясницкой улице. Здание является объектом культурного наследия и было построено как жилой дом и магазин в 1890–1893 гг. архитектором Романом Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Перлова.
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Запись на бесплатные экскурсии, приуроченные к Дням исторического и культурного наследия, открывается каждый вторник и четверг в 16:00 на сайте проекта и заполняется почти сразу. Мы выбрали десять стоящих посещения памятников.

Особняк Листа в Глазовском переулке (1898–1899)

Изначально этот образцовый памятник модерна архитектор Лев Кекушев, один из авторов гостиницы «Метрополь», построил для себя, но впоследствии продал его однофамильцу венгерского композитора, промышленнику Отто Листу, благодаря которому здание и получило свое народное имя. До революции особняк еще дважды перепродавали, а после он был национализирован и, как и многие московские дома, отдан под посольство. В постройке можно найти все элементы, присущие модерну: чередование объемов, обилие ковки и цветного декора. Автором панно над входом выступил работавший с Кекушевым над гостиницей «Метрополь» британец Вильям Валькот.

Дом Демидова в Гороховском переулке (1789–1791)

Автором проекта дворца для Ивана Демидова, одного из потомков знаменитой фамилии горнозаводчиков, ведущих родословную еще от времен Петра I, был главный московский архитектор-классицист, автор здания городской мэрии Матвей Казаков. Со второй половины XIX века там размещался Константиновский межевой институт, а потом и его наследник — Московский университет геодезии и картографии. От богатой усадьбы в доме Демидова по сей день сохранились пышные интерьеры, известные как «золотые комнаты» благодаря обилию позолоченной деревянной резьбы.

Гостиница «Ленинградская» (1949–1954)

Одна из семи сталинских высоток, над которой работал дуэт архитекторов Александра Борецкого и Леонида Полякова, первоначально задумывалась как административное здание. Примечательнее всего здесь интерьеры, вдохновленные древнерусской церковной архитектурой — за это после смерти Иосифа Сталина высотке досталось от Никиты Хрущева, с характерной для него бесцеремонностью обвинившего архитекторов в излишествах (оба автора были лишены полученной ранее Сталинской премии).

Личный особняк Шехтеля на Большой Садовой

Федор Шехтель знаменит в основном благодаря своим модерновым постройкам: особняку предпринимателя Степана Рябушинского на Малой Никитской улице (там сейчас музей Горького), особняку Александры Дерожинской с огромным окном (его уже около полувека с перерывами на реставрацию занимает дипмиссия Австралии) и многим другим. Гораздо меньше известна сдержанная и лаконичная постройка — последний из трех особняков, созданных Шехтелем для себя и своей семьи, в котором он обратился к неоклассическим мотивам. После революции особняк национализировали, он сменил нескольких владельцев, а в 1990-х стоял в запустении, так что от оригинального убранства внутри почти ничего не сохранилось.

Городская усадьба Н.А.Сумарокова — Н.А.Тюляевой

Отреставрированная в 2012 году усадьба неподалеку от Китай-города не зря носит двойное название: каждый новый владелец перестраивал ее под свои нужды, хотя большинство из них в названии и не перечислены. Самая древняя часть сооружения относится к XVII веку — на его месте находились белокаменные палаты. В середине XVIII века к ним был добавлен еще ряд пристроек, а купивший усадьбу в конце того же столетия Николай Сумароков радикально перестроил ее по плану будущего знаменитого классициста Василия Стасова, который сделал планировку более регулярной. Вариант постройки Стасова не пережил пожара 1812 года, и следующий владелец — купец Ларион Вавилов отстроил здание заново, с незначительным изменениями. Мария Честухина, владевшая усадьбой с 1850 года, добавила к главному зданию мезонин, который повлек за собой очередную переделку фасадов. В конце XIX века усадьба досталась Наталье Тюляевой, за чем последовала очередная перестройка: новая хозяйка использовала ее как доходный дом. После революции в здании располагался целый ряд советских учреждений, это не способствовало сохранности интерьеров, что, впрочем, не мешает усадьбе быть памятником сразу нескольких эпох.

Бывшая гостиница «Дрезден»

Сходить на экскурсию предлагается и в свежеотреставрированный легендарный советский ресторан «Арагви», история которого тоже уходит корнями в XVII век. Здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: открытые в 2004 году идеально сохранившиеся палаты XVII века (судя по высоким сводам, княжеские), к ним примыкают палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные архитектором «Арагви» Аркадием Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный одним из авторов гостиницы «Украина» в 1938 году.

Дом Тарасова на Спиридоновке (1909–1912)

Городскую усадьбу для купца Гавриила Тарасова будущий мастер сталинской архитектуры Иван Жолтовский строил с оглядкой на палаццо Тьене в Виченце, созданное любимым архитектором Жолтовского Андреа Палладио в середине XVI века. В московском варианте палладианской постройки Жолтовский не только почти без изменений перенес декор фасада, но и саму структуру палаццо с внутренним двором. Хорошо сохранились роскошно украшенные интерьеры, которые расписывали успешные театральные художники Игнатий Нивинский (в будущем автор оформления траурного зала Мавзолея Ленина) и брат Зинаиды Серебряковой Евгений Лансере.

Старый собор Донского монастыря (1591–1593)

В рамках Дней культурного наследия впервые анонсированы специальные экскурсии в собор Донской Божьей Матери, который стал первой постройкой монастыря (сейчас его называют Старым или Малым). Храм первоначально был совсем небольшим, скорее всего из-за скромной численности братии недавно основанной обители. Это единственный образец бесстолпного монастырского соборного храма XVI века, шатровую колокольню к нему пристроили гораздо позже — в 1679 году.

Усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова (XVII в.)

Первый достоверно известный владелец палат Аверкий Кириллов был весьма успешным купцом и влиятельным государственным деятелем: в свое время он управлял Казенным приказом и Приказом Большого дворца, то есть, по сути, руководил финансами и торговлей страны. Жизнь Аверкия Кириллова закончилась печально: в 1682 году он был убит во время Стрелецкого бунта за то, что «великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил». Как бы то ни было, именно при Аверкии Кириллове палаты приобрели широкий размах, и по его же заказу построили соседний с ними храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Правда, сегодняшний вид палат сложился уже позже, при Кириллове верхний этаж был деревянным и отсутствовала часть пристроек.

Чайный магазин Перлова (1891–1893, 1895–1896)

Одно из самых заметных зданий на Мясницкой было построено в 1891–1893 годах Романом Клейном по заказу торговца чаем Сергея Перлова, первоначально оно было стилизовано под Позднее Возрождение. Однако уже через пару лет, в 1895 году, фасады пришлось срочно переделывать: коронацию Николая II должен был посетить Ли Хунчжан — представитель Китая, фактически отвечавший за его внешнюю политику. Перлов хотел использовать этот визит для заключения новых контрактов на поставки чая. Тогда к проекту присоединился молодой архитектор Карл Гиппиус. Именно благодаря ему над зданием появилась пагода, на фасадах — стилизованные драконы, змеи и зонтики, а для интерьеров были заказаны материалы из Китая. Китайский сановник, правда, стараний купца не оценил и поселился у его брата — и по совместительству конкурента — Семена Перлова.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+