18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сайт вместо профсоюза

№68
Материал из газеты

Новый онлайн-инструмент помогает художникам добиваться от институций справедливой оплаты своего труда

Труд художников должен справедливо оплачиваться. Эта идея уже много лет остается предметом дискуссий и своего рода объединяющим лозунгом, однако, за исключением коммерческих галерей, существует крайне мало структур, позволяющих воплотить ее в жизнь. Группа W.A.G.E. (Working Artists and the Greater Economy — «Трудящиеся художники и большая экономика») создала цифровую платформу, которая обеспечивает художников набором инструментов, помогающих требовать более высокие гонорары.

В 2014 году W.A.G.E. разработала программу регистрации некоммерческих художественных институций, обязующихся платить художникам гонорары не ниже установленного минимума. Но определенное недоверие оставалось. Неужели институции в самом деле будут выбирать модель, которая накладывает на них обязательства по оплате труда художников?

За четыре года сертификацию W.A.G.E. прошли 58 организаций, в том числе один музей — Институт современного искусства Филадельфии. «Идея работает, — говорит Лиз Сосколн, член W.A.G.E. с 2008 года и одна из организаторов группы, — но это процесс медленный». Для распространения своей системы сертификации и привлечения новых институций группа запустила цифровую платформу Wagency.

За пользование ею художники платят ежемесячный взнос в $5. После регистрации на сайте проекта wageforwork.com они получают возможность ввести название институции, с которой планируют сотрудничать, и сгенерировать план выплат. W.A.G.E. рассчитывает размер оплаты на основании прогнозируемых операционных расходов институции на текущий год и устанавливает сумму в зависимости от типа работы.

Персональная выставка стоит больше, чем демонстрация уже существующего произведения, которая, в свою очередь, дороже лекции или публичной беседы с художником. Затем при помощи платформы художник отправляет сгенерированный план выплат представителю институции, которая может одобрить или оспорить его. За художником остается выбор — согласиться на снижение оплаты или отказаться от работы. Художники проходят сертификацию W.A.G.E., либо заключая одобренные системой контракты, либо отказываясь от заказов.

«Это схема индивидуальных бойкотов, заменяющая механизм забастовок», — говорит Сосколн. Другими словами, программа, разработанная художником и программистом Дэниелом Саутером, преследует практически те же цели и пользуется теми же методами, что и профсоюзы, но при этом таковым не является. Отчасти это связано с тем, что профсоюзную модель было бы трудно применить к художникам, которые, как правило, не работают в штате и не имеют общего работодателя.

Платформе уже три года, и Сосколн получает как критические, так и положительные отзывы. Она надеется, что люди оценят возможности, которые дает саморегуляция, и начнут активно использовать инструмент, помогающий отстаивать их интересы. «Художники часто жалуются на то, что их эксплуатируют. Они обожают рассуждать о труде, но только в отношении их собственного творчества. И мне это порядком надоело, — говорит Сосколн. — Хотите строить трудовую профессиональную организацию? Пожалуйста! Вот вам инструмент». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+