18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Сайт вместо профсоюза

№68
Материал из газеты

Новый онлайн-инструмент помогает художникам добиваться от институций справедливой оплаты своего труда

Труд художников должен справедливо оплачиваться. Эта идея уже много лет остается предметом дискуссий и своего рода объединяющим лозунгом, однако, за исключением коммерческих галерей, существует крайне мало структур, позволяющих воплотить ее в жизнь. Группа W.A.G.E. (Working Artists and the Greater Economy — «Трудящиеся художники и большая экономика») создала цифровую платформу, которая обеспечивает художников набором инструментов, помогающих требовать более высокие гонорары.

В 2014 году W.A.G.E. разработала программу регистрации некоммерческих художественных институций, обязующихся платить художникам гонорары не ниже установленного минимума. Но определенное недоверие оставалось. Неужели институции в самом деле будут выбирать модель, которая накладывает на них обязательства по оплате труда художников?

За четыре года сертификацию W.A.G.E. прошли 58 организаций, в том числе один музей — Институт современного искусства Филадельфии. «Идея работает, — говорит Лиз Сосколн, член W.A.G.E. с 2008 года и одна из организаторов группы, — но это процесс медленный». Для распространения своей системы сертификации и привлечения новых институций группа запустила цифровую платформу Wagency.

За пользование ею художники платят ежемесячный взнос в $5. После регистрации на сайте проекта wageforwork.com они получают возможность ввести название институции, с которой планируют сотрудничать, и сгенерировать план выплат. W.A.G.E. рассчитывает размер оплаты на основании прогнозируемых операционных расходов институции на текущий год и устанавливает сумму в зависимости от типа работы.

Персональная выставка стоит больше, чем демонстрация уже существующего произведения, которая, в свою очередь, дороже лекции или публичной беседы с художником. Затем при помощи платформы художник отправляет сгенерированный план выплат представителю институции, которая может одобрить или оспорить его. За художником остается выбор — согласиться на снижение оплаты или отказаться от работы. Художники проходят сертификацию W.A.G.E., либо заключая одобренные системой контракты, либо отказываясь от заказов.

«Это схема индивидуальных бойкотов, заменяющая механизм забастовок», — говорит Сосколн. Другими словами, программа, разработанная художником и программистом Дэниелом Саутером, преследует практически те же цели и пользуется теми же методами, что и профсоюзы, но при этом таковым не является. Отчасти это связано с тем, что профсоюзную модель было бы трудно применить к художникам, которые, как правило, не работают в штате и не имеют общего работодателя.

Платформе уже три года, и Сосколн получает как критические, так и положительные отзывы. Она надеется, что люди оценят возможности, которые дает саморегуляция, и начнут активно использовать инструмент, помогающий отстаивать их интересы. «Художники часто жалуются на то, что их эксплуатируют. Они обожают рассуждать о труде, но только в отношении их собственного творчества. И мне это порядком надоело, — говорит Сосколн. — Хотите строить трудовую профессиональную организацию? Пожалуйста! Вот вам инструмент». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+