18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неделя русского искусства началась в Лондоне

Аукционы русского искусства, начавшись торгами Christie’s и Sotheby’s, завершатся продажами у MacDougall’s и Bonham

Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, с торгов которых стартует неделя русского искусства в Лондоне, привозили свои главные лоты на выставки в Москву. MacDougall’s этого не делал, хотя топ-лотов у этого аукционного дома не меньше. Одна из самых впечатляющих работ на аукционе MacDougall’s — «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский», большое полотно 1918 года Петра Кончаловского (эстимейт £1,5–2 млн). Кажется, все на этой картине — прямая, нарочитая противоположность бунтарскому «Автопортрету с портретом Кончаловского» Ильи Машкова 1910 года, где художники представлены как полуобнаженные ярмарочные борцы. Времена изменились, авангардисты-сезаннисты изображены в бильярдной «Метрополя», вполне респектабельно одетые, и главным героем кажется огромный и тяжелый бильярдный стол. «Метрополь» здесь — знак не буржуазности, а включенности в перемены: в течение года тут был Второй дом Советов, проводились заседания ВЦИК, выступал Ленин.

Примечательно и масштабное панно Константина Коровина «Аллегорическая сцена» (1925), предназначавшееся для украшения одного парижского особняка. Подобные заказы художник выполнял редко. Стиль полотна, явно тяготеющий к модерну, сближает произведение с театральными работами Коровина. Раритет предварительно оценивают у MacDougall’s в £250–400 тыс. Но это еще не самый ценный лот аукциона. Дальше — больше: нежный и лиричный портрет скрипачки Цецилии Ганзен кисти Ильи Репина (1922) выставлен на торги с эстимейтом £400–600 тыс. Специально для того, чтобы позировать мастеру, молодая музыкальная знаменитость приехала в его имение Пенаты в финском поселке Куоккала и долго гостила там, радуя семью художника и его друзей домашними концертами. В итоге Репин написал целых два ее портрета — один отдал заказчице, другой остался в семье. Именно он и оказался на торгах MacDougall’s. Примерно во столько же, £450–600 тыс., предварительно оценен эффектный «Неаполь в лунную ночь» Сильвестра Щедрина (1827). Пейзаж, написанный 36-летним художником на пике творческой формы, — произведение вполне музейного уровня. До своей смерти в 1830 году он успел сделать несколько версий этой картины, сейчас они хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также музеях Тамбова и Иваново. Выставленный на торги вариант — самый ранний из этой серии. Еще один редчайший лот — полотно Николая Неврева «Чем были крепки узы брачны» (1903). Автор питал слабость к кругу сюжетов, который сейчас бы назвали «гендерной тематикой». Сюжет этой работы — истинный кошмар феминистки: новобрачная по обычаю снимает с супруга сапоги, в то время как он готовится ритуально «поучить» ее плеткой. Однако в исторической картине о временах Ивана Грозного художник не столько бичует домостроевские нравы, сколько упивается красотой средневековых одежд — за что его строго осуждали критики-современники.

Завершит «русскую неделю» дом Bonhams — он предлагает не только живопись, графику и скульптуру, но и внушительную подборку прикладного искусства. Главный хит торгов — «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921) Василия Рождественского (£150–200 тыс.), в молодости — участника группы «Бубновый валет», а в зрелые годы — одного из самых талантливых русских сезаннистов. Именно к этому, второму периоду творчества мастера относится выставленный на торги натюрморт. С таким же эстимейтом выставляется на аукцион «Кораблекрушение на скалистом берегу» Ивана Айвазовского — типичный для мастера драматичный пейзаж, изображающий буйство стихии. Еще при жизни художника он был куплен его американским поклонником, табачным фабрикантом. В обширном разделе декоративно-прикладного искусства представлена продукция «Фаберже» — рамки для фотографий, портсигары и часы, украшенные фирменной эмалью гильоше. Среди них выделяется императорский агатовый ковш, украшенный золотом и эмалью, подарок Николая II лорду Черчиллю (разумеется, не тому, кто произнес известную речь про железный занавес, а одному из его старших родственников). Его эстимейт £70–90 тыс. Еще один ценный лот из этой части торгов также связан с домом Романовых. Ваза «Глубокая речка» (1910) Императорского фарфорового завода когда-то входила в коллекцию императрицы Марии Федоровны и украшала Аничков дворец в Петербурге. Зимний пейзаж на ней выполнен в технике подглазурной росписи, позаимствованной российскими мастерами у художников Датской королевской фарфоровой мануфактуры, специально для передачи опыта выписанных в столицу из Копенгагена. Предмет предварительно оценен в £40–60 тыс.

Лондон, 28 ноября
MacDougall’s (10:30) и Bonhams (15:00)

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+