18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Спиритические сеансы с «матерью абстракционизма»

№68
Материал из газеты

Нефигуративные работы шведской художницы Хильмы аф Клинт выставили в Музее Гуггенхайма

В 1906 году по указанию духа, вызванного во время спиритического сеанса, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944) порвала с академической традицией и взялась за создание серии из 193 картин, имеющих мало общего со знакомым нам вещественным миром. Закончив ее в 1915 году, художница написала, что хотела бы видеть свои картины на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх по «спиральному созерцательному пути». Теперь мечта художницы наконец осуществилась в выставке, открывшейся в Музее Гуггенхайма с его знаменитой спиральной лестницей Фрэнка Ллойда Райта, и дает пищу для раздумий над тем, кто же на самом деле был первопроходцем в абстракции.

Аф Клинт начала исследовать неизведанную до этого сферу беспредметного искусства раньше Василия Кандинского, которого принято считать отцом абстракционизма и работы которого легли в основу коллекции Соломона Гуггенхайма. А ее увлечение спиритуализмом и «миром невидимого», несомненно, заслуживает внимания наряду с теориями Кандинского и других столпов абстракции, большой поклонницей которой была соосновательница музея Хилла фон Ребай.

«Жизнь и творчество Хильмы заставляют переосмыслить историю абстракционизма, трактовку творчества художников и те интеллектуальные течения и теории, которыми они увлекались, — рассказывает куратор музея Трейси Башкофф. — Модернисты, которых мы называем пионерами, начали свои эксперименты на шесть-семь лет позже нее». Выставка охватывает именно этот новаторский период творчества аф Клинт, продлившийся с 1906 по 1920 год, рассказывая о связи художницы с модернизмом, ее интересе к теософии и научным открытиям.

Свои спиритические сеансы Хильда проводила с четырьмя другими художницами, во время которых они практиковали, естественно по указанию вызываемых духов, не только автоматический рисунок, но и автоматическое письмо. Заметим, задолго до сюрреалистов. В своей абстрактной серии «Картины для Храма» Хильда сумела создать и собственный оригинальный визуальный язык, непохожий ни на какой другой, соединяя биоморфные формы с геометрическими. 

«Спиритические кружки в то время были средой, где женщины могли выступать как носительницы определенных знаний, пусть и полученных столь нетрадиционным способом», — говорит Трейси Башкофф. Тем не менее, подчеркивает она, аф Клинт — вовсе не  аутсайдер, которых много всегда было всегда и везде. Цель этой выставки — изменить наше «представление о том, что аф Клинт была изолирована от большого мира с его новаторскими идеями и что сфера ее интересов в искусстве ограничивалась ее эксцентричными увлечениями». «Сегодня спиритические сеансы кажутся нам чем-то маргинальным, но тогда они играли весьма важную роль в жизни и художников, и интеллектуалов», — подчеркивает куратор.  

Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Хильма аф Клинт. Картины для будущего
До 23 апреля 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+