18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер скульптор Николай Силис

Завтра в Москве прощаются со скульптором Николаем Силисом, умершим в ночь на 14 ноября на 91-м году жизни. Полуабстрактные фигуры его нежных красавиц стали одним из воплощений хрупкой оттепельной эстетики, которой он не изменял всю свою долгую карьеру

Завтра в Москве прощаются со скульптором Николаем Силисом, умершим в ночь на 14 ноября на 91-м году жизни. Полуабстрактные фигуры его нежных красавиц стали одним из воплощений хрупкой оттепельной эстетики, которой он не изменял всю свою долгую карьеру

Задуманный три года назад московским Манежем грандиозный бенефис оттепельной скульптуры в лице трех ее главных героев — Вадима Сидура, Владимира Лемпорта и Николая Силиса — был напрочь испорчен выходкой вандала, напавшего на работы Сидура. Вместо выражения признания единственный оставшийся в живых из легендарной троицы, объединившейся в 1960-е в группу ЛЕСС, получил тогда очередную порцию тупой агрессии, а все внимание общества было отдано хулиганам-провокаторам.

Впрочем, к таким ситуациям художникам, рожденным и жившим в СССР, было не привыкать. Слава и успех тут всегда могли обернуться беспочвенными обвинениями в страшных грехах вроде «формализма», доставалось даже таким заведомо аполитичным творцам, как Николай Силис.

Сын расстрелянного латышского стрелка первую обнаженную женщину написал в 15 лет. «До сих пор помню эту отвратительную сексуальную мазню», — с юмором писал он в своей автобиографии. В Строгановке Силис обучался как «художник по камню». Несколько лет он служил в подмастерьях у гигантов советского официоза — Томского и Вучетича, и прошло время, прежде чем Силис вышел на свою тему — обнаженной женской фигуры. Тему такую естественную для скульптора, что даже странно считать ее чем-то индивидуальным — но тут все дело в нюансах и трактовках. Николаю Силису в лучших своих произведениях удалось найти собственный баланс между модернистской условностью и натурной живостью. Он стал нашим советским Хансом Арпом и Генри Муром, создав новый канон женской фигуры, такой же хрупкой и изящной, как вся новая оттепельная эстетика с ее стремлением к минимализму. Некоторые статуэтки Силиса в 1960-е стали тиражировать в модной тогда пластмассе.

Молодые скульпторы попытались отвоевать себе место в системе госзаказов на оформление общественных пространств и даже открыто выступили со статьей «Против монополии в скульптуре», за которой последовали оргвыводы со стороны «монополистов». Хотя отдельные заказы им и перепадали, но по большому счету члены группы не смогли реализовать себя как монументалисты.

После того как распался «ядерный реактор», по выражению Силиса, их триумвирата с Сидуром, возник более устойчивый двойной союз Силис — Лемпорт. Мастерская скульпторов на Комсомольском проспекте рядом с метро «Парк культуры» стала, уже в 1970-е, популярным салоном, прибежищем творческой интеллигенции и в этом качестве даже попала в знаменитые фильмы «Любить человека» и «Москва, любовь моя».

Многие заходившие в мастерскую на посиделки писатели и поэты оставили теплые слова об этом месте. Вот цитата из Юлия Кима:
«В два года раз я навещаю
Роскошный трюм с шикарной рубкой,
Где два пирата прежде чая
Вас угостят хорошей рюмкой.
Где царствует их ясный гений
Двойного дивного звучанья,
Где рядом с грацией оленьей
Напор и сила великанья,
Где разность подтверждает общность
(Так двуголосье тешит слух),
А неожиданность и точность,
Как смерть, захватывают дух!
А этот звук,
А этот сок,
А смех и запах Ренессанса!
Мастеровитый матерок
Сквозь переводы из Брассанса!
А этот вкус,
А этот слог
Под звон гитары и бутылки!
Володин дружеский басок
В просторах Колиной ухмылки.
А время общее вокруг,
Вас то же, что и нас, касалось
(И вдохновеньем ваших рук
Так выразительно сказалось!)…»

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+