«Инновацию» уравновесили «Традицией»

На VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге объявлено об учреждении новой премии в области современного классического искусства

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Фото: Courtesy of NCCA
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
Фото: Courtesy of NCCA

Новый конкурс в области изобразительного искусства и венчающая его премия с лаконичным названием «Традиция» учреждены Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО под эгидой и при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. О концепции премии рассказали и.о. генерального директора РОСИЗО Вера Лагутенкова и председатель Союза художников России скульптор Андрей Ковальчук. 

По их словам, необходимость учреждения премии давно назрела, ибо никаких государственных премий для художников, кроме «Инновации», нет, а на нее претендовать могут не все. Напомним, премию «Инновация» вручает с 2005 года Государственный центр современного искусства, который теперь входит в структуру РОСИЗО. Таким образом, объединение «одной рукой» будет награждать инноваторов, а «другой» — «классиков».

«Когда в 1990-х был создана премия „Инновация“, она фактически стала полуофициальным выражением отношения государства к искусству, — рассказывал Андрей Ковальчук. — Но получается, что присуждение этой премии не относится к художникам, которые имеют высшее образование, участвуют в выставках за рубежом, но остаются за рамками премии, потому что работают в более классическом ключе.

Сегодня это направление заслуженно приобретает оценку профессионалов с помощью Министерства культуры».

Как рассказала Вера Лагутенкова, РОСИЗО очень много делает для поддержки современного искусства, и теперь пришла пора поддержать «сильную изобразительную традицию», тем более что в последние годы она становится все более популярной. 

Премия будет вручаться в семи номинациях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, монументально-декоративное искусство, книга об изобразительном искусстве и выставочный проект года. Также будет три спецноминации: за вклад в профессиональное образование, за вклад в развитие дизайна и премия «Мастер» за влияние на развитие искусства.

Номинироваться на премию самостоятельно нельзя, художников будут выдвигать образовательные и профессиональные организации, а также члены жюри и экспертного совета премии. Процесс выдвижения будет происходить с февраля по апрель, а на следующем культурном форуме в Санкт-Петербурге будут награждены первые лауреаты — они получат по 500 тыс. руб. и дополнительные призы от спонсоров, также будет открыта выставка лауреатов.

Некоторую дискуссию вызвал вопрос корреспондента The Art Newspaper Russia о том, как именно организаторы собираются определять границы традиционного и нетрадиционного в искусстве, тем более что в пресс-релизе, разосланном РОСИЗО, сказано, что претендовать на премию могут те, «чьи работы выполнены в русле фигуративной линии изобразительного искусства». Получается ли в связи с этим, что абстрактное искусство, существующее больше 100 лет, слишком старо для премии «Инновация», но по-прежнему слишком ново для премии «Традиция»? Андрей Ковальчук сообщил, что, по его мнению, смотреть на этот вопрос нужно широко, все-таки в Союзе художников многие работают в русле абстрактного искусства, и «проблемы в этом никто не видит». Вера Лагутенкова, однако, сочла нужным возразить: «Мы с коллегами хотели закрепить за этой премией именно область современного классического искусства — не академического, не реалистического, а именно классического. Каждый из нас понимает разницу между классической музыкой и роком, джазом и так далее, между современным классическим балетом и контемпорари. И современная классическая визуальная традиция также существует», — объяснила она. Ясности это возражение не добавило, и в итоге решили, что разбираться в этом вопросе будет жюри и экспертный совет. «Эксперты могут по-разному отнестись к представленным номинантам, — предположил Андрей Ковальчук. — Может быть, границы классического искусства совпадут с завершением академизма в конце XIX века, без импрессионистов и так далее, может быть, наоборот, возьмут период до середины XX века, с импрессионистами, абстрактным искусством и поп-артом».

Также Андрей Ковальчук не исключил, что в будущем «Традиция» и «Инновация» сольются в одну премию. Заглядывать далеко в этот прекрасный новый мир спикеры, однако, не стали.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+