18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Инновацию» уравновесили «Традицией»

На VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге объявлено об учреждении новой премии в области современного классического искусства

Новый конкурс в области изобразительного искусства и венчающая его премия с лаконичным названием «Традиция» учреждены Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО под эгидой и при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. О концепции премии рассказали и.о. генерального директора РОСИЗО Вера Лагутенкова и председатель Союза художников России скульптор Андрей Ковальчук. 

По их словам, необходимость учреждения премии давно назрела, ибо никаких государственных премий для художников, кроме «Инновации», нет, а на нее претендовать могут не все. Напомним, премию «Инновация» вручает с 2005 года Государственный центр современного искусства, который теперь входит в структуру РОСИЗО. Таким образом, объединение «одной рукой» будет награждать инноваторов, а «другой» — «классиков».

«Когда в 1990-х был создана премия „Инновация“, она фактически стала полуофициальным выражением отношения государства к искусству, — рассказывал Андрей Ковальчук. — Но получается, что присуждение этой премии не относится к художникам, которые имеют высшее образование, участвуют в выставках за рубежом, но остаются за рамками премии, потому что работают в более классическом ключе.

Сегодня это направление заслуженно приобретает оценку профессионалов с помощью Министерства культуры».

Как рассказала Вера Лагутенкова, РОСИЗО очень много делает для поддержки современного искусства, и теперь пришла пора поддержать «сильную изобразительную традицию», тем более что в последние годы она становится все более популярной. 

Премия будет вручаться в семи номинациях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, монументально-декоративное искусство, книга об изобразительном искусстве и выставочный проект года. Также будет три спецноминации: за вклад в профессиональное образование, за вклад в развитие дизайна и премия «Мастер» за влияние на развитие искусства.

Номинироваться на премию самостоятельно нельзя, художников будут выдвигать образовательные и профессиональные организации, а также члены жюри и экспертного совета премии. Процесс выдвижения будет происходить с февраля по апрель, а на следующем культурном форуме в Санкт-Петербурге будут награждены первые лауреаты — они получат по 500 тыс. руб. и дополнительные призы от спонсоров, также будет открыта выставка лауреатов.

Некоторую дискуссию вызвал вопрос корреспондента The Art Newspaper Russia о том, как именно организаторы собираются определять границы традиционного и нетрадиционного в искусстве, тем более что в пресс-релизе, разосланном РОСИЗО, сказано, что претендовать на премию могут те, «чьи работы выполнены в русле фигуративной линии изобразительного искусства». Получается ли в связи с этим, что абстрактное искусство, существующее больше 100 лет, слишком старо для премии «Инновация», но по-прежнему слишком ново для премии «Традиция»? Андрей Ковальчук сообщил, что, по его мнению, смотреть на этот вопрос нужно широко, все-таки в Союзе художников многие работают в русле абстрактного искусства, и «проблемы в этом никто не видит». Вера Лагутенкова, однако, сочла нужным возразить: «Мы с коллегами хотели закрепить за этой премией именно область современного классического искусства — не академического, не реалистического, а именно классического. Каждый из нас понимает разницу между классической музыкой и роком, джазом и так далее, между современным классическим балетом и контемпорари. И современная классическая визуальная традиция также существует», — объяснила она. Ясности это возражение не добавило, и в итоге решили, что разбираться в этом вопросе будет жюри и экспертный совет. «Эксперты могут по-разному отнестись к представленным номинантам, — предположил Андрей Ковальчук. — Может быть, границы классического искусства совпадут с завершением академизма в конце XIX века, без импрессионистов и так далее, может быть, наоборот, возьмут период до середины XX века, с импрессионистами, абстрактным искусством и поп-артом».

Также Андрей Ковальчук не исключил, что в будущем «Традиция» и «Инновация» сольются в одну премию. Заглядывать далеко в этот прекрасный новый мир спикеры, однако, не стали.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+