18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Уэс Андерсон показал мумию землеройки

Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств

Один из самых известных мировых музеев не боится пускать посторонних в святая святых — свои запасники. Время от времени он предлагает знаменитостям из разных сфер выбрать на свой вкус объекты из постоянной коллекции музея и сделать из них выставку. В качестве кураторов-любителей уже засветились американский художник Эд Руша — его проект назывался «Древние украли все наши идеи!» и британский керамист и писатель Эдмунд де Вааль.

Недавно этот список пополнили американский режиссер Уэс Андерсон и его жена, писательница и дизайнер одежды Джуман Малуф. 6 ноября в музее открылась придуманная ими выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».

Накануне открытия один из кураторов музея Джаспер Шарп рассказал: «Эта выставка не будет похожа ни на одну из тех, которые мы делали прежде. Мы сделали Уэсу и Джуман уникальное, но несколько ошеломляющее предложение: изучить все предметы в нашей коллекции — египетские мумии, греческие и римские древности, картины старых мастеров, кунсткамеру, императорскую сокровищницу, драгоценности короны, этнографические объекты, сани и кареты, костюмы...»

Судя по всему, воображение автора «Поезда на Дарджилинг» и «Отеля „Гранд Будапешт“» больше всего поразили именно этнографическая часть собрания и всевозможные курьезы, накопленные поколениями Габсбургов. Под выставку освободили один из залов кунсткамеры — раздела, с которого, собственно, и началась коллекция музея. В собрании императорской династии хитроумные музыкальные автоматы соседствуют с акульими зубами, которые в Средневековье принимали за окаменевшие языки драконов. Примерно такой же причудливый хаос царит и в экспозиции Андерсона и Малуф. Выделенный им зал они разбили на восемь небольших боксов с нишами-витринами. Объекты всех времен и народов выставлены бок о бок, без этикеток, совсем как в старинных кунсткамерах, — словно в пику академичной и насыщенной подробнейшими пояснениями выставке Питера Брейгеля, проходящей этажом выше. Резные деревянные статуи средневековых святых соседствуют с резными же африканскими скульптурами — как говорится, найдите десять отличий. При этом никакой логики в выборе тем для разных частей экспозиции не прослеживается. В одной все предметы — исключительно зеленого цвета: малахитовые шкатулки, платья оттенка изумруда и т. д. Другая от пола до потолка увешана детскими портретами. Третья посвящена животным: именно там нашлось место для египетской мумии землеройки (IV век до нашей эры), давшей название проекту. Иногда создается впечатление, что кураторы собирали не столько выставку, сколько реквизит для будущего фильма: портреты «волосатого человека» и его детей кисти неизвестного мастера, современника Веласкеса, легко себе представить в интерьерах, к примеру, жилища семейки Тененбаум.

Сам дизайн экспозиции изобилует недвусмысленными отсылками к визуальному языку картин Андерсона. Его страсть к симметрии и яркому цвету узнаются с первого взгляда. У каждой комнаты свое цветовое решение, а ниши с экспонатами выстраиваются в сложные фигуры наподобие узоров калейдоскопа. Ключа к своему лабиринту кураторы зрителю намеренно не оставили: работая над выставкой, они принципиально не давали интервью и даже не появились на пресс-конференции в день открытия. Выход один — положиться на интуицию и разгадывать загадки голливудского чародея, дав полную волю фантазии.

Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» проходит в Музее истории искусств до 28 апреля 2019 года.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+