18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

От агитационного лубка до пророческих видений: трагедия «Великой войны» глазами художников

Русский музей одним из первых среди отечественных музеев откликнулся на 100-летний юбилей Первой мировой.

Историческая выставка в художественном музее всегда риск. Делать проект, посвященный трагедии планетарных масштабов, — риск вдвойне. Русский музей смело вступил в бой с правдой жизни за правду искусства, решив показать юбилейный проект Первая мировая война. 1914–1918, созданный в основном из собственного собрания живописи, рисунков и печатной графики того времени. Задачу музейщиков отчасти облегчает тот факт, что мы находимся в сложном процессе переоценки «Великой войны», как ее теперь снова стали называть, вспомнив определение 100-летней давности. Сложным по той причине, что не получится напрочь отвергнуть все советские трактовки «империалистической» войны и заменить их войной «патриотической», про игранной исключительно по вине злокозненных большевиков.

Кроме того, невозможно рассматривать произведения, созданные во время Первой мировой и ей посвященные, вне контекста всего, что произошло в ХХ веке: мировая война — это всегда запредельные ужасы, смерть и страдания миллионов людей. И в этом контексте неоклассицистические портреты офицеров Василия Шухаева, рисунок Павла Филонова Мотоциклисты старой армии, не говоря уже о шапкозакидательных лубках Казимира Малевича и Владимира Маяковского, интересны более исследователям этих художников, чем широкой публике и тем более военным историкам.Иное дело, альбомы Наталии Гончаровой Война. Мистические образы войны и Ольги Розановой Война с текстами Алексея Крученых, которые потрясают своими пророческими предвидениями. Альбомы эти неоднократно выставлялись, но именно здесь они станут смысловым центром выставки. Достаточно назвать листы Братская могила; Ангелы и аэропланы; Град обреченный Гончаровой или На смерть; Битва в трех сферах (на суше, на море и в воздухе); Во время расстрелаРозановой. С этими двумя альбомами рифмуется и витебская серия 1914 года Марка Шагала — портрет прифронтового города: много военных, носилики, на которых несут раненого, люди, запасающие продукты.

Эпиграфом к выставке, где будет около 250 произведений (помимо упомянутых художников, картины и рисунки Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Павла Филонова, карикатуры Николая Ремизова (Ре-Ми), плакаты Константина Коровина, Леонида Пастернака, Абрама Архипова и других), Русский музей беспроигрышно выбрал картину Павла Филонова Пир королей — метафорический портрет национальных лидеров, затеявших передел мира. В качестве постскриптума просится также филоновское Перерождение интеллигента (Перерождение человека). Первая картина относится к 1913 году, вторая — к 1915-му. Через год после начала Великой войны эйфорические надежды на быструю победу исчезли во всех странах — участниках мировой бойни. К этому времени в России прекращают печатать лубки. Из дательства, работавшие на их тиражирование, закрываются. После октября 1917 года наступает уже другая эпоха.
Государственный Русский музей
Первая мировая война. 1914–1918

Санкт-Петерб ург
4 июня — 11 августа

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+