18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Показательный жест показательного коллекционера Умара Джабраилова

Умар Джабраилов передал в дар Московскому музею современного искусства 168 работ российских художников.

Предприниматель Умар Джабраилов передал 168 работ (часть своего собрания) в Московский музей современного искусства (ММОМА). Занимавший посты представителя в Совете Федерации России от Чеченской Республики (2004–2009), заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (2004–2009), Умар Джабраилов в начале 2000-х был не только постоянным героем светской хроники, но и одним из самых ярких завсегдатаев галерей современного искусства. В 2000 году он начал приобретать произведения современных российских авторов на ярмарке «Арт Москва», на которой вскорости его прозвали «Почетный покупатель». Очевидно, это произошло под влиянием галеристки и художника Айдан Салаховой, с которой он водил дружбу и которая в тот момент входила в экспертный совет «Арт Москвы». В свою очередь, труд но отрицать, что публично демонстрируя свой интерес к российскому современному искусству, Умар Джабраилов был одним из тех, кто спровоцировал моду и бум на его коллекционирование.

«Умару Джабраилову удалось собрать значительную по объему и качеству коллекцию работ современных, преимущественно отечественных, художников. В этом смысле щедрый, действительно бескорыстный дар Джабраилова представляется вполне закономерным и рациональным шагом, тем более что передача коллекции музею позволит сохранить ее в целостности, а имя мецената останется в истории», — говорят кураторы выставки Новый элемент в ММОМА Андрей Егоров и Анна Арутюнян, представляющей публике подаренные работы. По их словам, в какой-то момент у собирателя возникают сложности с хранением и консервацией работ, в этом случае нужно либо создавать частный музей или фонд собственными силами, либо доверить коллекцию уже существующей государственной институции. А так как Джабраилов — председатель Попечительского совета ММОМА, то его дар именно этой институции очевиден.

Из 168 переданных музею работ 19 не атрибутированы, следовательно, за безымянными холстами имеет шанс обнаружиться несколько серьезных имен. Остальные принадлежат как топ-именам (Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Константин Звездочетов, Константин Худяков, Франсиско Инфанте Арана), так и молодым совре менным российским художникам (Александр Дашевский, Александр Стрелец). Текущая рыночная стоимость собрания, по нашей оценке, исходя из количества работ каждого автора, составляет $1–1,2 млн. Особого внимания заслуживает подбор авторов. Так, 60% художников из нового пополнения музейного фонда не имеет аукционной истории, но это в России удивлять перестало. Около 30% художников должны сказать спасибо дважды: в первый раз своему лобби — за возможность попасть в коллекцию Джабраилова, во второй — самому меценату, фактически обязавшему музей вписать новую строчку в резюме малоизвестных авторов. При беглом просмотре имен собрания можно узнать советчиков, склонивших коллекционера к покупке, едино го менеджмента коллекции у Джабраилова в то время не было. Об этом говорят сами произведения. Работы украинских художников Владимира Агапова, Олега Тистола соседствуют с государственными любимчиками Никасом Сафроновым и Михаилом Шемякиным. Шесть подаренных ММОМА работ Александры Вертинской говорят о том, что не обошлось без влияния Емельяна Захарова, совладельца московской галереи «Триумф»: Вертинская — его жена. Сам Захаров утверждает, что он ни при чем, Джабраилов и Вертинская — друзья. Партнер по галерейному бизнесу Дмитрий Ханкин говорит, что Джабраилов, приходя в «Триумф», покупал все «от правой стенки до левой». Несколько работ Натальи Турновой — это может быть Михаил Крокин: именно эта галерея в 2000-х годах занималась ею. Работы Константина Звездочетова и Павла Пепперштейна могли быть приобретены в галереях XL и «Риджина». Особенно любопытны 38 работ итальянца Альдо Роты, абстрактного живописца, ни разу не выходившего на серьезные аукционы вне Италии и имеющего наивысшим публичным результатом продажу за €3,5 тыс. Он, по сообщениям СМИ, принимал участие в формировании собрания Джабраилова по части зарубежных авторов, занимался развеской произведений искусства в его особняке. О дальнейшей судьбе коллекции Джабраилова в музее кураторы говорят так: «Внутри музейных фондов эти новые приобретения составят отдельную именную группу и их особый провенанс всегда будет указываться при экспонировании». Сам Умар Джабраилов заходил на выставку и, по словам кураторов, положительно оценил экспозицию. Сейчас он живет в Монако и к современному искусству особого интереса не проявляет, но, как считает Дмитрий Ханкин, обязательно вернется к коллекционированию.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+