18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Японское панно с изображением дракона вернулось к бостонской публике после 20 лет реставрации

Необычная 11-метровая 8-частная картина, написанная живописцем периода Эдо Сога Шохаку (1730–1781) и уже вдохновившая многих современных японских художников, включая Такаси Мураками и Таданори Йоко, отправилась на выставку в Бостон — в первый раз более чем за 20 лет — после долгой реставрации и исключительно успешного турне по Японии. Дракон и облака 1763 года демонстрируется вместе с четырьмя другими работами мастера из Киото в Музее изобразительных искусств Бостона (Возвращение Дракона. «Дракон и облака» Шохаку, до 6 июля).

Во время длившихся пять лет реставрационных работ картины были вновь установлены на основу, подобную тем, что используются в раздвижных дверях (фусума). Именно на таких произведения находились первоначально, возможно в дзенском храме в районе современной Осаки. До настоящего времени вещи сохраняли монтировку, с которой поступили в музей в 1911 году в составе крупного дара — коллекции японского искусства, собранной американским доктором и коллекционером произведений искусства Уильямом Стерджисом Бигелоу.

Музейный реставратор японских картин Филип Мередит рассказывает, что Бигелоу приобрел эти работы в Стране восходящего солнца в 1880-е годы. Влияние буддистских храмов в этот период, после того как император провозгласил национальной религией синтоизм, ослабло; многие из них были закрыты, а имевшиеся в них культовые предметы — перевезены в другие здания или отправлены на рынок. «Бигелоу и его коллега, энтузиаст японского искусства, а также крупный даритель Бостонского музея Эрнест Феноллоза оказались в Японии в то критическое время, когда произведения меняли владельцев вместе с ликвидацией самурайских и храмовых коллекций, — объясняет Энн Нишимура-Морзе, главный хранитель коллекции японского искусства музея. — Это, должно быть, подтолкнуло их перевезти работы в Бостон — с той целью, чтобы люди могли ближе познакомиться с историей японской живописи».

Мередит и его коллеги, среди которых были и два японских реставратора, отправившиеся в Бостон специально для осуществления проекта, подготовили деревянную решетку, подобную оригинальной основе, используемой в Японии, заменили подложку картин и обработали места старой реставрации. «Особенность азиатской живописи в том, что она обычно создается на бумаге или шелке и на что-то крепится, например в виде свитка или ширмы, что отличает ее от западных картин, которые чаще пишутся на холсте или доске и вставляются в раму, — говорит Мередит, объясняя, что его работа часто требует реставрировать и несущую конструкцию, и саму картину. — Это похоже на 200-летнюю книгу, переплет которой начинает со временем рассыпаться».

Реставраторы нашли прямую связь Дракона с другой работой Шохаку из коллекции музея: это Ястреб, написанный около 1763 года в более традиционном стиле. Исследуя слои краски в местах старой реставрации Дракона и облаков, они обнаружили, что утраченные фрагменты Ястреба использовались, чтобы залатать живопись Дракона. «Вы можете разглядеть кусочки с изображением травы и камней с панелей Ястреба, которые никак не стыкуются с волнами живописи Дракона», — объясняет Мередит. Сейчас обе работы экспонируются вместе. В Бостонском музее есть крупнейшая в мире коллекция работ Шохаку и его круга. Его манера находит отклик у современных зрителей, считает Нишимура-Морзе. «Хотя сегодня он стал знаменит, его не очень-то коллекционировали в Японии XIX века, — говорит она. — Он берет привычные мотивы, скажем дракона, и изображает их в причудливом, юмористическом ключе».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+