Необычная 11-метровая 8-частная картина, написанная живописцем периода Эдо Сога Шохаку (1730–1781) и уже вдохновившая многих современных японских художников, включая Такаси Мураками и Таданори Йоко, отправилась на выставку в Бостон — в первый раз более чем за 20 лет — после долгой реставрации и исключительно успешного турне по Японии. Дракон и облака 1763 года демонстрируется вместе с четырьмя другими работами мастера из Киото в Музее изобразительных искусств Бостона (Возвращение Дракона. «Дракон и облака» Шохаку, до 6 июля).
Во время длившихся пять лет реставрационных работ картины были вновь установлены на основу, подобную тем, что используются в раздвижных дверях (фусума). Именно на таких произведения находились первоначально, возможно в дзенском храме в районе современной Осаки. До настоящего времени вещи сохраняли монтировку, с которой поступили в музей в 1911 году в составе крупного дара — коллекции японского искусства, собранной американским доктором и коллекционером произведений искусства Уильямом Стерджисом Бигелоу.
Музейный реставратор японских картин Филип Мередит рассказывает, что Бигелоу приобрел эти работы в Стране восходящего солнца в 1880-е годы. Влияние буддистских храмов в этот период, после того как император провозгласил национальной религией синтоизм, ослабло; многие из них были закрыты, а имевшиеся в них культовые предметы — перевезены в другие здания или отправлены на рынок. «Бигелоу и его коллега, энтузиаст японского искусства, а также крупный даритель Бостонского музея Эрнест Феноллоза оказались в Японии в то критическое время, когда произведения меняли владельцев вместе с ликвидацией самурайских и храмовых коллекций, — объясняет Энн Нишимура-Морзе, главный хранитель коллекции японского искусства музея. — Это, должно быть, подтолкнуло их перевезти работы в Бостон — с той целью, чтобы люди могли ближе познакомиться с историей японской живописи».
Мередит и его коллеги, среди которых были и два японских реставратора, отправившиеся в Бостон специально для осуществления проекта, подготовили деревянную решетку, подобную оригинальной основе, используемой в Японии, заменили подложку картин и обработали места старой реставрации. «Особенность азиатской живописи в том, что она обычно создается на бумаге или шелке и на что-то крепится, например в виде свитка или ширмы, что отличает ее от западных картин, которые чаще пишутся на холсте или доске и вставляются в раму, — говорит Мередит, объясняя, что его работа часто требует реставрировать и несущую конструкцию, и саму картину. — Это похоже на 200-летнюю книгу, переплет которой начинает со временем рассыпаться».
Реставраторы нашли прямую связь Дракона с другой работой Шохаку из коллекции музея: это Ястреб, написанный около 1763 года в более традиционном стиле. Исследуя слои краски в местах старой реставрации Дракона и облаков, они обнаружили, что утраченные фрагменты Ястреба использовались, чтобы залатать живопись Дракона. «Вы можете разглядеть кусочки с изображением травы и камней с панелей Ястреба, которые никак не стыкуются с волнами живописи Дракона», — объясняет Мередит. Сейчас обе работы экспонируются вместе. В Бостонском музее есть крупнейшая в мире коллекция работ Шохаку и его круга. Его манера находит отклик у современных зрителей, считает Нишимура-Морзе. «Хотя сегодня он стал знаменит, его не очень-то коллекционировали в Японии XIX века, — говорит она. — Он берет привычные мотивы, скажем дракона, и изображает их в причудливом, юмористическом ключе».