18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Порча картины приравнена к преступлению

№67
Материал из газеты

Арт-дилер судился с реставратором из-за неквалифицированной работы восемь лет

Суд Мюнхена обязал реставратора заплатить €26 тыс. арт-дилеру, обвинившему того в порче четырех картин маслом, доверенных ему для расчистки. Этот приговор подтвердил вынесенное в июле решение местного суда и поставил точку в разбирательстве, затянувшемся на целых восемь лет.

В числе четырех произведений была небольшая картина немецкого художника XIX века Карла Шпицвега под названием «Писатель» (1880). По словам мюнхенского дилера Андреаса Баумгартля, эта работа, выполненная маслом на доске, послужила эскизом для более крупного произведения. Он доверил картины реставратору, имя которого не называется по юридическим причинам, однако известно, что он занимается реставрацией искусства уже 40 лет и работает в Баварии. Согласно заявлению Баумгартля, реставратор снял не только лак, но и верхнюю часть красочного слоя. «Картины были абсолютно испорчены», — утверждал арт-дилер. 

В августе Высший земельный суд Мюнхена постановил, что ценность работы Шпицвега значительно снизилась в результате неправильно проведенной реставрации. В 2009 году она оценивалась в €14 тыс., но в 2011-м была продана на торгах аукционного дома Van Ham в Кельне всего за €5,5 тыс.

«Знаток творчества Шпицвега уже не приобретет картину в ее нынешнем состоянии, потому что он знает кисть этого художника, а теперь мазки совершенно не его», — считает суд. 

Реставратор отверг обвинения и заявил, что картины были доставлены ему уже в плохом состоянии. Вместе с работой Шпицвега Баумгартль заказал расчистку произведений Альфонса Шпрингса, Эдуарда фон Грюцнера и Эрнста Кайзера. На одном из заседаний эксперт сообщил, что после реставрации работа Кайзера «не подлежит восстановлению».

В решении суда говорится, что сравнение с цифровыми фотографиями в высоком разрешении показывает: после расчистки картины стали менее четкими. Суд сделал вывод, что реставратор нарушил этические принципы своей профессии и думал в первую очередь о том, «чтобы потратить на работу как можно меньше времени и усилий». Если бы он сперва проверил действие растворителя на небольшом участке каждой из доверенных ему картин, это позволило бы «избежать повсеместного выцветания и растворения красок», решили судьи.  «Какое облегчение, что все наконец закончилось, — сказал Баумгартль. — Этот процесс тянулся целую вечность».  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+