18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Переиздано факсимиле знаменитой поэмы Маяковского «Про это», иллюстрированное фотоколлажами Родченко

В 1925 году на Международной выставке в Париже Родченко показал иллюстрации к поэме, за что получил серебряную медаль в номинации «Искусство книги».

Маяковский В. Про это. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014.

Поэма Про это писалась в экстремальных условиях разлада Маяковского с возлюбленной, героиней поэмы: по взаимной договоренности с Лилей Брик они не виделись ровно два месяца. В это время Маяковский работал по 16–20 часов в сутки и сделал столько, сколько, по его собственному признанию, «никогда не делал за полгода».

Ставшая классикой конструк тивизма поэма Маяковского любопытна, во-первых, как опыт визуализации поэтического слова. Впервые поэт применил новаторскую систему разбивки стихотворных  строк лесенкой. Он «перепробовал, как бы ощупывал все стиховые системы, все затверделые жанры, словно ища выхода из себя», писал Тынянов. Во-вторых, Про это — первый опыт иллюстрирования книги фотоколлажами. Александр Родченко создавал их в русле дадаистских экспериментов, где декларировалось создание произведений из культурного «мусора», отходов индустриальной цивилизации. В книгу вошло восемь монтажей, составленных из фотографий реальных действующих лици предметов быта, упомянутых в поэме: телефона, постели, самовара, чайного стакана (чаепитие для Маяковского было символом мещанства), зеркала, рюмки, столового серебра, а еще пролетов мостов, льдин, белых медведей, кроликов, танцующих пар, толп на улице, букв, цифр 67–10, номера телефона музы поэта Лили Брик. Некоторые листы носят метафорический характер. Маяковский изображен на куполе колокольни Иван Великий с раскинутыми в стороны руками, заменяя собой крест и фигуру на нем распятого, на самом деле иллюстрируя строчки поэмы «Ловлю равновесия, страшно машу». К колокольне приделано колесо, скорее всего для того, чтоб подчеркнуть неустойчивость. Выбранный Родченко фоторяд придал поэме статус живого свидетельства реальной человеческой драмы. Обложку украшал постановочный портрет Брик, снятый Абрамом Штеренбергом. Но Родченко вырезал голову, предельно обобщив изображение, и поместил его на контрастный черно-белый фон. Художник сделал лицо отчаянно некрасивым и напряженным: выпученные глаза, заметное косоглазие, явная асимметрия носа и губ. Попытка отретушировать нос придала ему неестественные очертания и чрезмерно большой размер. Все это не смутило героиню и не вызвало ее возражений. Брутальная компоновка и лаконичный аскетизм цепляли глаз и привлекали внимание. Через год после выхода поэмы Брик уже позировала фотографу в роскошном платье от Ламановой с раскрытой книгой Про это в руках. В 1925 году на Международной парижской выставке художественной промышленности Родченко показал обложки и иллюстрации поэмы Про это и получил серебряную медаль в номинации Искусство книги.

Настоящее издание впервые воспроизводит факсимильное издание поэмы и включает в себя фотомонтажи в цвете.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве ЖК «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+