18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Переиздано факсимиле знаменитой поэмы Маяковского «Про это», иллюстрированное фотоколлажами Родченко

В 1925 году на Международной выставке в Париже Родченко показал иллюстрации к поэме, за что получил серебряную медаль в номинации «Искусство книги».

Маяковский В. Про это. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014.

Поэма Про это писалась в экстремальных условиях разлада Маяковского с возлюбленной, героиней поэмы: по взаимной договоренности с Лилей Брик они не виделись ровно два месяца. В это время Маяковский работал по 16–20 часов в сутки и сделал столько, сколько, по его собственному признанию, «никогда не делал за полгода».

Ставшая классикой конструк тивизма поэма Маяковского любопытна, во-первых, как опыт визуализации поэтического слова. Впервые поэт применил новаторскую систему разбивки стихотворных  строк лесенкой. Он «перепробовал, как бы ощупывал все стиховые системы, все затверделые жанры, словно ища выхода из себя», писал Тынянов. Во-вторых, Про это — первый опыт иллюстрирования книги фотоколлажами. Александр Родченко создавал их в русле дадаистских экспериментов, где декларировалось создание произведений из культурного «мусора», отходов индустриальной цивилизации. В книгу вошло восемь монтажей, составленных из фотографий реальных действующих лици предметов быта, упомянутых в поэме: телефона, постели, самовара, чайного стакана (чаепитие для Маяковского было символом мещанства), зеркала, рюмки, столового серебра, а еще пролетов мостов, льдин, белых медведей, кроликов, танцующих пар, толп на улице, букв, цифр 67–10, номера телефона музы поэта Лили Брик. Некоторые листы носят метафорический характер. Маяковский изображен на куполе колокольни Иван Великий с раскинутыми в стороны руками, заменяя собой крест и фигуру на нем распятого, на самом деле иллюстрируя строчки поэмы «Ловлю равновесия, страшно машу». К колокольне приделано колесо, скорее всего для того, чтоб подчеркнуть неустойчивость. Выбранный Родченко фоторяд придал поэме статус живого свидетельства реальной человеческой драмы. Обложку украшал постановочный портрет Брик, снятый Абрамом Штеренбергом. Но Родченко вырезал голову, предельно обобщив изображение, и поместил его на контрастный черно-белый фон. Художник сделал лицо отчаянно некрасивым и напряженным: выпученные глаза, заметное косоглазие, явная асимметрия носа и губ. Попытка отретушировать нос придала ему неестественные очертания и чрезмерно большой размер. Все это не смутило героиню и не вызвало ее возражений. Брутальная компоновка и лаконичный аскетизм цепляли глаз и привлекали внимание. Через год после выхода поэмы Брик уже позировала фотографу в роскошном платье от Ламановой с раскрытой книгой Про это в руках. В 1925 году на Международной парижской выставке художественной промышленности Родченко показал обложки и иллюстрации поэмы Про это и получил серебряную медаль в номинации Искусство книги.

Настоящее издание впервые воспроизводит факсимильное издание поэмы и включает в себя фотомонтажи в цвете.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+