18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Весь Польке. Самая полная ретроспектива художника стала возможной благодаря звездам

На выставке классика немецкого искусства ХХ века в МоМА покажут даже его фильмы.

Куратор выставки Кэти Халбрайх с самого начала понимала, что ретроспектива Зигмара Польке в МоМА станет мегавыставкой. После смерти художника в 2010 году осталось огромное количество картин, гравюр, скульптур, фотографий и рисунков, созданных им на протяжении полувека. Выставка Алиби. Зигмар Польке. 1963–2010, включившая 265 произведений художника, стала одной из крупнейших в истории музея. Халбрайх мало на что надеялась, когда предложила самому Польке сделать мультидисциплинарную выставку. Оберегавший свое личное пространство художник дорожил репутацией «еретика без узнаваемого стиля». Согласившись же собрать в одной выставке все свои произведения, Польке рисковал показаться «интеллектуально и эстетически однообразным». Но Польке согласился, чему у куратора есть объяснение: «Зигмар увлекался астрологией и паранормальными явлениями. Я думаю, что звезды расположились нужным образом».

Переговоры проходили в 2008 году, а через два года Польке умер от тяжелой болезни в возрасте 69 лет. С 2010 года Халбрайх 12 раз ездила в Кельн в студию Польке, где получила неограниченный доступ к его наследию. Среди менее известных работ на этой ретроспективе 13 фильмов Польке, созданных им под влиянием живописи, и четыре картины, написанные сажей по стеклу в 1990 году. Самая крупная работа в экспозиции (Охота на «Талибан» и «Аль-Каиду», 2002, высота 6 м) не поместилась в залах и расположилась в центральном атриуме музея.

Халбрайх постаралась сделать «честную выставку с непредвзятым подходом». Кураторский диктат не понравился бы Польке, выросшему в постнацистской Германии и с подозрением относившемуся к вмешательству «высшего существа, раздающего указания» (одна из его картин носит название Высшие существа приказали: раскрасьте верхний правый угол черным!, 1969). Выставка открывается произведениями 1960-х, когда Польке с Герхардом Рихтером был членом движения «капиталистического реализма». Затем идут 1970-е, когда он много путешествовал. Важный переломный момент наступил в начале 1980-х, когда Польке начал экспериментировать с необычными материалами (набивными тканями, пузырчатой упаковочной пленкой, серебряной фольгой, каучуком и лаками). В октябре выставка пройдет в лондонской галерее Тейт, а весной 2015 года — в музее Людвига в Кельне.
Музей современного искусства
Алиби. Зигмар Польке. 1963–2010

Нью-Йорк
До 3 августа

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+