18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»

На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка

Выставка «Век ради вечного» — главное событие юбилейного года, в котором Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) отмечает 100-летие. А расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка — ее главный экспонат.

Это уже десятый подобный живописный комплекс, с которым работают специалисты. Всего в Кенозерье сохранилось 17 «небес» XVIII — начала XX века. Относительная замкнутость территории, особый уклад жизни, на который повлияло старообрядчество, крестьяне как основные заказчики — все это привело к стилистическому смешению примитивных ремесленных росписей и академической традиции, принесенной приглашенными мастерами из крупных городов.

Справка

Особое перекрытие потолка — «небо» — появилось на Русском Севере в конце XVII века. Конструкция была связана, с одной стороны, с новым типом деревянных храмов большего, чем прежде, объема, с другой — со стремлением создать подобие купола в подражание каменным церквям. Перекрытие имеет форму усеченной пирамиды, состоящей из радиальных граней — обычно их 8, 12 или 16. Эти грани покрывались характерными росписями: потолок символизировал небесную сферу с царствием Бога, а сама конструкция напоминала солнце с расходящимися лучами.

Еще…

Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал TANR художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения, задействовать силы разных отделов нашего центра».

В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.

Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.

Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.

После участия в выставке к 100-летию Центра имени Грабаря «небеса» отправятся обратно в Кенозерье. Но не в часовню, а в экспозиционное пространство — так называемый Рухлядный амбар (большинство часовен парка не имеет охраны и уже страдало от вандалов). В открытом хранении комплекс ждут зимой те же минус 30 градусов, что и на протяжении последних трех веков. Проведенная реставрация позволит ему без потерь переносить зимние условия, пока в парке не появится музейное помещение с более щадящим температурно-влажностным режимом.

Выставочные залы ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Век ради вечного
До 30 ноября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+