В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»

На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка

«Ангел». Деталь расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
«Ангел». Деталь расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Выставка «Век ради вечного» — главное событие юбилейного года, в котором Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) отмечает 100-летие. А расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка — ее главный экспонат.

Это уже десятый подобный живописный комплекс, с которым работают специалисты. Всего в Кенозерье сохранилось 17 «небес» XVIII — начала XX века. Относительная замкнутость территории, особый уклад жизни, на который повлияло старообрядчество, крестьяне как основные заказчики — все это привело к стилистическому смешению примитивных ремесленных росписей и академической традиции, принесенной приглашенными мастерами из крупных городов.

Справка

Особое перекрытие потолка — «небо» — появилось на Русском Севере в конце XVII века. Конструкция была связана, с одной стороны, с новым типом деревянных храмов большего, чем прежде, объема, с другой — со стремлением создать подобие купола в подражание каменным церквям. Перекрытие имеет форму усеченной пирамиды, состоящей из радиальных граней — обычно их 8, 12 или 16. Эти грани покрывались характерными росписями: потолок символизировал небесную сферу с царствием Бога, а сама конструкция напоминала солнце с расходящимися лучами.

Еще…

Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Дерево, смешанная техника. Общий размер 4,85х4,85 м. Состоит из 14 частей. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Дерево, смешанная техника. Общий размер 4,85х4,85 м. Состоит из 14 частей. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал TANR художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения, задействовать силы разных отделов нашего центра».

В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.

Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.

Одна из граней расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк. Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря
Одна из граней расписного «неба» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская. 1790. Кенозерский национальный парк.
Фото: ВХНРЦ им. И.Грабаря

Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.

После участия в выставке к 100-летию Центра имени Грабаря «небеса» отправятся обратно в Кенозерье. Но не в часовню, а в экспозиционное пространство — так называемый Рухлядный амбар (большинство часовен парка не имеет охраны и уже страдало от вандалов). В открытом хранении комплекс ждут зимой те же минус 30 градусов, что и на протяжении последних трех веков. Проведенная реставрация позволит ему без потерь переносить зимние условия, пока в парке не появится музейное помещение с более щадящим температурно-влажностным режимом.

Выставочные залы ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Век ради вечного
До 30 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+