Москва
В Москве 17 мая прошла акция «Ночь в музее», ее посетило около 1,3 млн человек — больше, чем в прошлом году, на 100 тыс. В мероприятии приняло участие 197 площадок. Это музеи, галереи, театры, усадьбы, парки, дома культуры, выставочные залы и детские школы. В рамках акции можно было даже посетить пивоваренную компанию и музей коньяка, где предлагали на дегустацию по 40 г. Каждая площадка пыталась подготовить нечто особенное: в ЦПКиО давали балет «Жизель» на свежем воздухе, в Третьяковской галерее на Крымском Валу гости слушали «Звуки театра» (оркестр Большого играл фрагменты из опер Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского). Помогали передвигаться по городу 50 красивеньких автобусов с логотипом «Ночь в музее». Приятные водители объясняли, что никого не забудут и, если кто не влезет, обязательно за ним вернутся в течение 20 минут. В отчете «Ночи в музее» говорится, что самой посещаемой площадкой стал Дарвиновский музей (15 893 гостя). Кураторы выставок, проходивших там на тот момент, говорят: «Это мероприятие не для слабонервных. Желательно готовить для него максимально вандалоустойчивые объекты». Выставки наполовину разрушены, но художники довольны. В Музее Москвы всем тоже было страшно весело — все плясали, фотографировались и отдыхали как могли.
Одним из самых курьезных событий музейной ночи стал «Ночной музейный поход – 2», который, как и в прошлом году, был организован лучшими городскими затейниками — командой Живиле Монтвилайте. Шествие, стартовавшее от Пушкинской площади к Парку искусств «Музеон», состояло из гусарского оркестра барабанщиц, Пушкиных, актеров, музыкантов, ряженых, а также нескольких ретроавтомобилей и двухэтажного красного автобуса. По пути следования маскарад останавливался у каждого музея: желающие бегло посещали экспозицию, а музейные директора с сотрудниками присоединялись к процессии. На Остоженке парад пополнился директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной в футуристической шляпке москвички будущего. Правда, ее белый хаммер попал в пробку. Однако энергичная директор пересела на более экологичный транспорт — велосипед, на котором догнала белый лимузин с гигантским фотоаппаратом директора МАММ Ольги Свибловой. Медленно и торжественно процессия доползла по московским пробкам до Музеона, где был дан завершающий концерт акции. - Алёна Лапина
Санкт-Петербург
С каждым годом «Ночь музеев» петербуржцы балуют вниманием больше и больше. Сейчас можно с уверенностью сказать, что майские массовые забеги в поисках прекрасного уже укрепились в формате долгожданных городских гуляний и по популярности не уступают Дню города или праздношатаниям выпускников на «Алых парусах». В отличие от последних, забивающих до отказа толпами Невский проспект и Дворцовую площадь, «Ночь музеев» традиционно охватила весь город и пригородные музеи-заповедники. В частности, в этом году впервые в рамках акции для доехавших в белых сумерках открыли двери такие далекие и близкие, как Приоратский замок в Гатчине и Большой дворец в Петергофе. Тем не менее основные программы и уже заявившие о себе лидеры «Ночи музеев» базировались в центре и на Петроградской стороне, а круглосуточная работа метрополитена сделала передвижение по городу не только удобным, но и вообще возможным, так как мосты над Невой никто не отменял, хотя их разводка вновь вошла в негласную параллельную программу акции, собрав тысячи поклонников вдоль набережных.
Как и в прошлом году, на первом месте по посещаемости был Артиллерийский музей, где прошли рыцарские поединки и реконструкции средневековых боев. Судя по тому, что в очереди отголосками только и слышалось «Это ж, как в «Битве престолов», принцип «развлекая, просвещай» вполне работает. Среди других лидеров опять лофт-проект «Этажи», Большой зал Филармонии, Музей Арктики и Антарктики и Балтийский дом. За флору и фауну вновь отвечали ботанический сад и зоопарк, за инциденты в первом — традиционные безбилетные перелазы через забор за цветочками и веселый бег от охраны.
Синонимом «Ночи музеев» для арт-сообщества уже четвертый год является театрализованная постановка куратора и критика Глеба Ершова в Музее петербургского авангарда. Ее всегда ждут, в ней многие принимают непосредственное участие. В прошлом году перформанс-грандиозарь «Труба марсиан» был номинирован на гран-при Премии Сергея Курехина — спектакль этого года тоже никто пропускать не собирался, тем более что в анонсированном «Семи способах смотреть на чудо» был задействован практически весь пантеон петербургского совриска. Во дворе музея вокруг импровизированной сцены по головам можно было составить справочник арт-сообщества Петербурга в лицах: художники, кураторы, галеристы, коллекционеры, ученые… Пожалуй, в одном месте они все собираются лишь здесь. Соберемся и в следующем году, а оттуда вновь отправимся видеть ночь, гулять всю ночь до утра. - Андрей Саков