«Видели ночь, гуляли всю ночь до утра»

Москва

В Москве 17 мая прошла акция «Ночь в музее», ее посетило около 1,3 млн человек — больше, чем в прошлом году, на 100 тыс. В мероприятии приняло участие 197 площадок. Это музеи, галереи, театры, усадьбы, парки, дома культуры, выставочные залы и детские школы. В рамках акции можно было даже посетить пивоваренную компанию и музей коньяка, где предлагали на дегустацию по 40 г. Каждая площадка пыталась подготовить нечто особенное: в ЦПКиО давали балет «Жизель» на свежем воздухе, в Третьяковской галерее на Крымском Валу гости слушали «Звуки театра» (оркестр Большого играл фрагменты из опер Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского). Помогали передвигаться по городу 50 красивеньких автобусов с логотипом «Ночь в музее». Приятные водители объясняли, что никого не забудут и, если кто не влезет, обязательно за ним вернутся в течение 20 минут. В отчете «Ночи в музее» говорится, что самой посещаемой площадкой стал Дарвиновский музей (15 893 гостя). Кураторы выставок, проходивших там на тот момент, говорят: «Это мероприятие не для слабонервных. Желательно готовить для него максимально вандалоустойчивые объекты». Выставки наполовину разрушены, но художники довольны. В Музее Москвы всем тоже было страшно весело — все плясали, фотографировались и отдыхали как могли.

Одним из самых курьезных событий музейной ночи стал «Ночной музейный поход – 2», который, как и в прошлом году, был организован лучшими городскими затейниками — командой Живиле Монтвилайте. Шествие, стартовавшее от Пушкинской площади к Парку искусств «Музеон», состояло из гусарского оркестра барабанщиц, Пушкиных, актеров, музыкантов, ряженых, а также нескольких ретроавтомобилей и двухэтажного красного автобуса. По пути следования маскарад останавливался у каждого музея: желающие бегло посещали экспозицию, а музейные директора с сотрудниками присоединялись к процессии. На Остоженке парад пополнился директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной в футуристической шляпке москвички будущего. Правда, ее белый хаммер попал в пробку. Однако энергичная директор пересела на более экологичный транспорт — велосипед, на котором догнала белый лимузин с гигантским фотоаппаратом директора МАММ Ольги Свибловой. Медленно и торжественно процессия доползла по московским пробкам до Музеона, где был дан завершающий концерт акции. - Алёна Лапина

Санкт-Петербург

С каждым годом «Ночь музеев» петербуржцы балуют вниманием больше и больше. Сейчас можно с уверенностью сказать, что майские массовые забеги в поисках прекрасного уже укрепились в формате долгожданных городских гуляний и по популярности не уступают Дню города или праздношатаниям выпускников на «Алых парусах». В отличие от последних, забивающих до отказа толпами Невский проспект и Дворцовую площадь, «Ночь музеев» традиционно охватила весь город и пригородные музеи-заповедники. В частности, в этом году впервые в рамках акции для доехавших в белых сумерках открыли двери такие далекие и близкие, как Приоратский замок в Гатчине и Большой дворец в Петергофе. Тем не менее основные программы и уже заявившие о себе лидеры «Ночи музеев» базировались в центре и на Петроградской стороне, а круглосуточная работа метрополитена сделала передвижение по городу не только удобным, но и вообще возможным, так как мосты над Невой никто не отменял, хотя их разводка вновь вошла в негласную параллельную программу акции, собрав тысячи поклонников вдоль набережных.

Как и в прошлом году, на первом месте по посещаемости был Артиллерийский музей, где прошли рыцарские поединки и реконструкции средневековых боев. Судя по тому, что в очереди отголосками только и слышалось «Это ж, как в «Битве престолов», принцип «развлекая, просвещай» вполне работает. Среди других лидеров опять лофт-проект «Этажи», Большой зал Филармонии, Музей Арктики и Антарктики и Балтийский дом. За флору и фауну вновь отвечали ботанический сад и зоопарк, за инциденты в первом — традиционные безбилетные перелазы через забор за цветочками и веселый бег от охраны.

Синонимом «Ночи музеев» для арт-сообщества уже четвертый год является театрализованная постановка куратора и критика Глеба Ершова в Музее петербургского авангарда. Ее всегда ждут, в ней многие принимают непосредственное участие. В прошлом году перформанс-грандиозарь «Труба марсиан» был номинирован на гран-при Премии Сергея Курехина — спектакль этого года тоже никто пропускать не собирался, тем более что в анонсированном «Семи способах смотреть на чудо» был задействован практически весь пантеон петербургского совриска. Во дворе музея вокруг импровизированной сцены по головам можно было составить справочник арт-сообщества Петербурга в лицах: художники, кураторы, галеристы, коллекционеры, ученые… Пожалуй, в одном месте они все собираются лишь здесь. Соберемся и в следующем году, а оттуда вновь отправимся видеть ночь, гулять всю ночь до утра. - Андрей Саков

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+