Нисские горизонты... с видом на абстракцию

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Ретроспектива Георгия Нисского в Институте русского реалистического искусства

Георгий Нисский. «Аэропорт». 1961. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Георгий Нисский. «Аэропорт». 1961.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Быть пейзажистом в советское время в какой-то мере означало предаваться довольно странному занятию. Сомнительному, если не было у художника на картинах заводских труб и домен, и подозрительному, если на холстах как раз были мосты, железнодорожные пути, причалы, шлюзы и другие инженерные сооружения, считавшиеся в те времена в СССР, в отличие от эпохи французского импрессионизма, объектами оборонного значения. И конечно, такого творца выставкомы считали совершенно не вызывающим доверия субъектом, если тот, изображая поля, кущи и рощи и прочую «зеленку», не находил среди всего этого места колхозникам. Да и вообще за пейзажи платили гораздо меньше, чем за пресловутую тематическую картину. Однако пейзаж давал больше свободы. 

Георгий Нисский. «В пути». 1958-1964. Фото: ИРРИ
Георгий Нисский. «В пути». 1958-1964.
Фото: ИРРИ

Георгий Нисский (1903–1987) par excellence был художником-пейзажистом. И с этим были связаны все плюсы и минусы его жизни и творчества. Выставкомы его не трогали: он выдавал ясные и понятные индустриальные ведуты с семафорами, стрелками, поездами и сортировочными, а также военные марины с несущимися торпедными катерами и палящими из главных калибров крейсерами (как-то он даже получил Сталинскую премию, правда, третьей степени). Коллеги по цеху всегда считали его крепким пластиком с хорошей кладкой. Художественная молодежь его обожала: она видела в дяде Жоре — так обычно называли его друзья и молодняк — смельчака и протагониста «сурового стиля» (хотя такого понятия в 1950-е еще не было), чуть ли не первого художника послевоенного отечественного модернизма. Он же обожал море и реки, корабли и яхты, свой швертбот и свою «Волгу». Любил вспоминать о детстве на железнодорожном полустанке (сын станционного фельдшера, он часто ностальгически обращался к этому мотиву). В молодости любил физкультуру, культуризм, прыжки с парашютом, в зрелом возрасте — пиво, раков и кое-что еще, как это видно по его позднему портрету кисти Виктора Цыплакова, на котором он изображен в виде бывалого шкипера с характерной краснотой в лице.

Георгий Нисский. «Над снегами». 1964. Фото: ИРРИ
Георгий Нисский. «Над снегами». 1964.
Фото: ИРРИ

То, что Институт русского реалистического искусства организовал ретроспективу Нисского, замечательно по той причине, что творчество мастера, реалистическое по своей основе, находится как раз на границе этого самого реализма. Сделай Георгий Григорьевич еще один шаг, ступи хоть на дюйм дальше, следуя логике своего же собственного творчества, и он бы выпал из лона советского искусства прямо в тенёта модернизма. Видимо, он это понимал и побаивался, а потому лишь с интересом какого-то спортивного болельщика со стороны наблюдал, как молодые подопечные, спотыкаясь, упорно шли к вершинам абстракции, бросая прощальные взгляды на его вычищенные от всего обременяющего пейзажи и на как бы не вполне законченные гуаши. Не будь пресловутого железного занавеса, Георгий Григорьевич нисколько бы не удивился догадке искусствоведа Андре Мальро: «Если картину очистить от изобразительности, от сюжета, метафор и символов, то что останется? Одна лишь живопись!» Нисский, по свидетельству современников, и сам так поступал: он словно дистиллировал пленэрные этюды до стадии выдержанной, крепко сделанной картины. Его молодой коллега, впоследствии нонконформист, Игорь Вулох пошел по этому пути еще дальше, транспонируя реальные мотивы для абстракции. Если бы была возможность организовать совместную выставку Нисского и Вулоха, то налицо была бы эдакая эволюция — от реальности к абстракции. По типу известной геометризации яблони, которую осуществил (или придумал) отец неопластицизма Пит Мондриан.

Георгий Нисский. 1959 г. Фото сделано Татьяной Маят, женой художника. Фото: Частная коллекция
Георгий Нисский. 1959 г. Фото сделано Татьяной Маят, женой художника.
Фото: Частная коллекция

Устроители выставки «Нисский. Горизонт», дополнив экспозицию работами других мастеров, заимствованными из столичных и региональных музеев России и Белоруссии, попытаются объяснить зрителям, каким образом возник феномен Георгия Нисского. Сделать им это будет одновременно и просто, и сложно. То, что Нисский учился во Вхутемасе у Роберта Фалька и Александра Древина, — факт неоспоримый и яркий для биографии, но мало что объясняющий в его творчестве. То, что он испытал влияние своего старшего современника Александра Дейнеки, — вещь вполне вероятная, особенно когда это касается ранних «производственных» работ, но к пониманию «нисских» пейзажей не приближает. То, что молодой советский художник заслужил похвалу приехавшего в начале 1930-х в Москву импрессиониста Альбера Марке, — скорее артистическая байка, сочиненная в городке художников на Верхней Масловке, чем правда. Но то, что среди творческих корней Нисского кураторы обнаружили пейзажистов времен «Мира искусства» Аркадия Рылова и Николая Рериха, — вот это требует серьезных доказательств. Ведь не брать же на веру, что гуси-лебеди рыловской «В голубом просторе» (1918) из одного подвида пернатых с Ил-14, парящим у Нисского в «Над снегами» (1964)? Родство же тибетско-гималайских ландшафтов Рериха и подмосковных взгорий с шоссе советского пейзажиста, признаемся, требует особого рассмотрения. 

Георгий Нисский. «Подмосковье. Февраль». 1957. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Георгий Нисский. «Подмосковье. Февраль». 1957.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Среди обилия версий генезиса советского художника отчего бы не принять к сведению и иностранной составляющей? Вдруг Георгий Григорьевич каким-то чудесным трансконтинентальным образом смог услышать в глухие советские времена совет наставника знаменитого американца Эдварда Хоппера, проницательного педагога Роберта Генри: «Воспитай себя сам, не позволяй мне воспитывать тебя»? Кстати, как раз с мизантропом Хоппером Нисского теперь начинают сравнивают, правда, чаще всего имея в виду суровую маринистику. 

Георгий Нисский. «Зеленая дорога». 1957. Фото: ИРРИ
Георгий Нисский. «Зеленая дорога». 1957.
Фото: ИРРИ

Кем же на самом деле видел себя Георгий Нисский, теперь сказать сложно: давно ушли в небытие его современники, а их немногие записи касаются в основном досуга художника. Знаем мы о нем лишь то, что это был смелый человек, проявлявший себя и на ниве экстремальных видов спорта, что не лишен он был чувства юмора (рассказывают, как Георгий Григорьевич, подобно Ивану Айвазовскому, раздаривал на юбилее сотни своих миниатюрных акварельных пейзажей-почеркушек, своего рода авторских открыток — понятно, что он подтрунивал над самим собой). Знаем еще то, что, чувствуя приближение немощи, мастер перестал писать. Вероятно, не хотел, чтобы заметили тремор руки. Все же это был художник хемингуэевского склада. 

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+