Manifesta пройдет в Эрмитаже в 2014 году

№12, апрель 2013
№12
Материал из газеты

Директор европейской биеннале полна оптимизма

Cледующая 10-я Европейская биеннале современного искусства Manifesta состоится в Санкт-Петербурге, а ее главной площадкой выбран Государственный Эрмитаж. Биеннале пройдет летом 2014 года.

Manifesta — одна из самых крупных и значимых в Европе выставок современного искусства, наряду с Documenta и Венецианской биеннале. От последней ее отличает более интеллектуальный формат с упором на исследование и образовательные проекты. Она не просто показывает недавние достижения — она задает вектор.

Manifesta — это кочующая биеннале, каждый раз она проходит в новой точке Европы. Заполучить Manifesta вместе с интернациональным потоком арт-туристов пытаются многие европейские города. Об этом знает среднестатистический европейский студент арт-школы, но Петербург живет своей, аутентичной жизнью. Питерское художественное комьюнити не погружено не то чтобы в проблематику международного арт-процесса — даже московские события кажутся далекими и чуждыми из самодостаточной Северной столицы. Про Manifesta что-то слышали, но бывать приходилось не многим.

Владимир Козин, участник групп «Новые тупые» и «Паразит», не верит в то, что намечающаяся биеннале будет сильно интересна местным художникам, и сравнивает ее с пролетающим мимо поездом. «Что можно ожидать? Одно из двух: либо вскочишь в последний вагон, либо ляжешь на рельсы, как Анна Каренина. В любом случае либо в виде тушки, либо в виде чучела. Думаю, что всем, кроме тех, кого можно пересчитать по пальцам, она до фени, да и мы ей вряд ли интересны», — говорит он.

Заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков, напротив, полон оптимизма. «Уровень Manifesta — это уровень Олимпиады. Просто в другой области. По количеству людей эти мероприятия сопоставимы. Мы надеемся на очень серьезную поддержку города. Нужно будет организовать потоки туристов, чтобы гостиницы и транспортная инфраструктура работали без перебоев; возможно, это будут новые авиарейсы и новые маршруты внутри города, которые будут двигаться между площадками Manifesta. И конечно же, я думаю, было бы очень справедливо, если бы билет на Manifesta, заказанный по Интернету, стал бы существенным основанием для упрощения процедуры получения российской визы». Хотя сейчас петербургский зритель довольно вял, регулярно посещают выставки программы «Эрмитажа 20/21» 15–20 тыс. человек, но «петербуржец, который пропустит Manifesta в своем родном городе, совершит большую ошибку», считает Озерков.

Программа «Эрмитаж 20/21» была запущена в 2006 году, для того чтобы показывать и собирать в Эрмитаже современное искусство. Естественно, эта деятельность в самом большом музее России должна была стать образцом для всех институций страны. То ли чтобы не отпугнуть сразу широкую неподготовленную публику, то ли по каким-то другим причинам многие выставки с самого начала носили в большой степени спектакулярно-развлекательный характер, убеждая зрителя, что современное искусство — это весело и богато. За прошедшие шесть с лишним лет «Эрмитаж 20/21» показал выставки Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи, Чака Клоуза, Аниша Капура, Энтони Гормли, Новояз. Британское искусство сейчас (еще одна выставка художников, представляемых галереей Saatchi), братьев Чепмен, Ильи и Эмилии Кабаковых, Сантьяго Калатравы и пр. Составление выставочной программы, как утверждает Озерков, не было связано финансовыми вопросами, это скорее вкус эрмитажной команды и логистические возможности.

Работа по подготовке информационной базы о современном искусстве в Эрмитаже тоже ведется, но, по признанию Дмитрия, найти российских специалистов практически невозможно, многому приходится учиться уже в процессе. Впрочем, к качественной смене формата на более интеллектуальный, исследовательский в Эрмитаже стремятся. Именно это и предлагает Manifesta. Ее директор Хедвиг Фейен пишет на сайте биеннале: «На протяжении 300 лет Санкт-Петербург объединял Восток и Западную Европу, и идеи «Энциклопедии», изданной Дидро и д’Аламбером и приобретенной Екатериной II для Эрмитажа, этого плода европейского Просвещения XVIII века, могут стать источником этического и духовного вдохновения Manifesta Х».

Помимо Эрмитажа, Хедвиг Фейен навела контакты и с менее известными питерскими арт-институциями: встречалась с основателем Музея сновидений Фрейда, заведующим кафедрой теоретического психоанализа Восточно-Европейского института психоанализа Виктором Мазиным, представителями института «ПроАрте». В качестве потенциальных партнеров по проведению обширной образовательной программы, очень важной составляющей биеннале, также рассматриваются Смольный институт свободных наук и искусств, Европейский университет; не исключается даже ультраконсервативная Академия художеств. То, что в Петербурге нет ни полноценного образования в области современного искусства, ни подготовленного зрителя, ее не смущает. Например, воркшопы в Лимбурге, где проходила предыдущая Manifesta, посетило более 37% зрителей.

Правда, как и перед многими другими апологетами Просвещения в России, перед госпожой Фейен встает одна проблема. Вице-губернатор города Василий Кичеджи, чьи обещания всевозможной помощи Manifesta Х и надежды на развитие в обществе интереса к современному искусству также приводятся на сайте биеннале, русскоязычному читателю известен своей поддержкой гомофобных инициатив депутата Милонова и крайне сомнительными высказываниями типа «Культура начинается с православия. Вся культура России основана на православии» (цитата со встречи с горожанами 7 февраля 2013 года в Библиотеке им. Маяковского в рамках проекта «Открытая библиотека»). Как планируется впихнуть проект европейского Просвещения во все плотнее закрывающееся уже даже не окно, а скорее форточку в Россию при таких обстоятельствах, вопрос открытый. «В каждом городе мы должны установить контакты с местными властями, без этого проведение Манифесты просто невозможно. Я очень сожалею о принятии гомофобного закона в Петербурге, я также сожалею о том, что во Франции 700 тыс. человек вышли протестовать против узаконивания однополых браков; я сожалею, что права человека нарушаются в стольких странах! Мы — европейская биеннале. Должны ли мы бойкотировать все страны Европы, в которых это происходит? Нет, это не выход. Разве искусство — это не способ говорить об этом? Возможно Manifesta станет стимулом к высказыванию для местных художников. Ведь, в конце концов, это их прерогатива — заявлять о своих проблемах», — говорит директор Manifesta.

Кто станет куратором, пока неизвестно. Сейчас нескольким кандидатам предложено написать проекты. Автор лучшего проекта будет объявлен в начале июня.

Manifesta проходит с 1996 года. Принимающими городами были Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт, Сан-Себастьян, Мурсия, Картахена, Лимбург, итальянские провинции Трентино и Южный Тироль. В 2006 году амбициозный проект VI Manifesta, которая должна была состояться в Никосии на Кипре, был отменен из-за трений между организаторами, кураторской командой и принимающей институцией. Manifesta также проводит так называемые кофебрейки — семинары, дискусcии, встречи в период подготовки к выставке — и выпускает одноименный журнал, доступный в Интернете.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+