18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Жемчужное наследие

№66
Материал из газеты

В Государственном историческом музее проходит выставка уникальных ювелирных изделий из Музеев Катара, организованная Всемирным алмазным музеем. Часть ее экспонатов прежде ни разу не показывали публике

Одним из самых ярких событий перекрестного Года культуры России — Катара определенно стала выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек» в Государственном историческом музее в Москве. Уникальная экспозиция представляет 80 украшений с жемчугом, в том числе образцы ювелирного и декоративно-прикладного искусства из пресноводного жемчуга Средней Азии. Специально для показа в России было отобрано 20 предметов, которые никогда ранее не выставлялись.

Наряду с демонстрацией великолепных украшений и коллекции редких жемчужин не обошли стороной и теоретическую часть — на выставке можно узнать о происхождении натурального жемчуга, его видах, процессе формирования (сюрприз для тех, кто уверен, что жемчуг вырастает вокруг попавшей в раковину песчинки). Прослеживая историю возникновения и развития жемчужных промыслов, экспозиция рассказывает о ловцах жемчуга и древних способах добычи, применявшихся ныряльщиками. Мало кто знает, что задолго до начала нефте- и газоразработок экономическому росту Катара способствовала именно добыча жемчуга из вод Персидского залива. Экспорт жемчуга стал для Катара важнейшим источником дохода; благодаря ему в стране развивалась торговля, с ним же связано формирование богатейшего культурного наследия и национальных особенностей, существующих по сей день.

На выставке представлены работы разных эпох и культур — от изящно вырезанной статуэтки XVII века до современной композиции вьетнамского художника-ювелира Сам Тхо Дуонга «Иней», которая скромно названа ожерельем, хотя по сложности и замысловатости исполнения больше заслуживает звания арт-объекта. Среди самых ярких экспонатов — изысканные изделия ювелирного дома Cartier, жемчужное кольцо Элизабет Тейлор, брошь, созданная по эскизу Сальвадора Дали, великолепная тиара эрцгерцогини Марии-Валерии Австрийской и старинные драгоценности монарших особ Европы. В экспозицию также вошли этнические жемчужные украшения, среди них, к примеру, тибетские головные уборы и серьги. Показаны и изделия из жемчуга народов России и Средней Азии.

Идея первой передвижной выставки Музеев Катара родилась из желания как можно шире рассказать о наследии этой страны в области предметной культуры и народных традиций. Россия стала шестой остановкой на пути следования экспозиции по миру. Организатор ее приезда в нашу страну — Всемирный алмазный музей (World Diamond Museum, WDM), уникальный образовательно-культурный исследовательский проект. Созданный по инициативе президента Московской алмазной биржи Алекса Попова, он стремится аккумулировать все, что известно о редких бриллиантах, самых крупных или самых красивых, похищенных или, наоборот, украшающих собой знаменитые мировые собрания, а также о произведениях высокого ювелирного искусства. Лучшие образцы, в виде камней или украшений, хранятся во многих крупных музеях, в частных коллекциях и сокровищницах королевских семей, но большая их часть сокрыта от глаз непосвященных. Всемирный алмазный музей приоткрывает завесу тайны и дает возможность познакомиться с ними широкой публике. Это живой виртуальный музей, где собраны фотографии, документы, истории о бриллиантах со всего света, полученные из авторитетных источников, включая государственные и частные коллекции, ведущих экспертов по драгоценностям. Сотрудники музея принимают участие в книгоиздании, подготовке мультимедийных проектов и выставок по всему миру. «Жемчуг: сокровища морей и рек» стала одной из них. Увидеть выставку в комплексе Государственного исторического музея можно до 1 октября. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+