18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Стадион «Динамо» болельщики архитектуры проиграли застройщикам со счетом 1:0

№1
Материал из газеты

Какой проект в итоге появится на месте разрушенных трибун?

Трибуны «Динамо» были уничтожены пару лет назад. От контура стен сейчас остались лишь портики, с которых пока не сняли барельефы скульптора Сергея Меркурова. К чемпионату мира по футболу 2018 года здесь должен вырасти новый стадион, соответствующий требованиям ФИФА. Когда вспоминают, что возводившийся в 1928–1936 годах комплекс официально находился на государственной охране как памятник архитектуры, мэр Москвы Сергей Собянин удивляется. «На стадионе „Динамо“ после реконструкции 1979 года было снесено все, кроме западной стены и западных трибун. Чего там сохранять? Силикатный кирпич, положенный в 1980 году? Ну смешно!» — заявил он в интервью «Комсомольской правде». Смех смехом, однако речь идет не просто о здании, которое составляет неотъемлемую часть образа Москвы, но и о сооружении, еще в 1980-х годах получившем статус объекта культурного наследия.

«Динамо» был первым крупным стадионом в государстве, чья ранняя архитектура видела в стадионах места совершенно особой силы. Физкультура и спорт стали той точкой, где порыв к современности сомкнулся с обращением к античности, а утилитарный смысл подготовки «к труду и обороне» — с эстетическим; новому человеку полагалось иметь и прекрасное тело. НКВД выбрал для своего спортивного клуба удачное место — на Ленинградском шоссе, главной магистрали Москвы. К проектированию необычного сооружения (капитальных стадионов тогда в мире было всего несколько) привлекли сразу трех архитекторов: маститого Дмитрия Иофана, параллельно работавшего вместе с братом Борисом над проектом Дома правительства, Аркадия Лангмана, имевшего опыт работы со сложными железобетонными конструкциями, и штатного архитектора НКВД Лазаря Чериковера, лишь в 1927 году окончившего МВТУ. Созданный ими стадион был подковообразным, как и античный, в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде и ставший прототипом для стадионов XX века. Футбольное поле, использовавшееся также для атлетических соревнований, окружала беговая дорожка длиной 400 м, а внешнее кольцо составлял трек для мотогонок, имевший длину 666 м. Трибуны на 35 тыс. человек охватывали все эти элементы с западной стороны и обрывались у дальнего края футбольного поля; в их закругленной части пространство между квадратными столбами оставалось незастроенным — была видна изнанка ярусов сидений, и со стороны шоссе здание напоминало корабль, плывущий среди зелени парка.

Открывшийся летом 1928 года стадион воспринимался как огромное достижение, спортсмены и зрители были в восторге от него. Однако вскоре выяснилось, что у формулы «три в одном» есть серьезный недостаток: поле и даже беговая дорожка оказались слишком удалены от зрителей, да и количество мест представлялось недостаточным, особенно когда стало известно о планах Гитлера построить в Берлине к Олимпиаде 1936 года стадион на 86 тыс. человек. По окончании футбольного сезона 1934 года начались работы по реконструкции. Мототрек решили убрать, поле — углубить, чтобы создать дополнительные места для зрителей, трибуны — замкнуть в овал и организовать под ними добавочные помещения. Реконструкцию успешно завершили к лету 1936 года. Теперь стадион мог вместить 56 тыс. зрителей, а в особых случаях, когда площадь беговой дорожки заполнялась стоячими местами, — до 80 тыс. Еще в 1976 году, когда Москва готовилась принять Олимпиаду, «Динамо» официально называли в ряду «великолепных сооружений, отвечающих самым высоким требованиям».

Справка

Голландский архитектор Эрик ван Эгерат в своем проекте реконструкции стадиона «Динамо» предлагал перекрыть его ячеистой крышей, напомнившей критикам о кружке пива с шапкой пены. Этот проект был достаточно щадящим по отношению к историческому зданию: стены сохранялись. Однако работу над проектом передали другому архитектору — американцу Дэвиду Манику, который решил сохранить «пену», то есть перекрытие, но убрать «кружку», то есть сам стадион. Любители футбола считают, что старый «Динамо» не отвечал современным требованиям ФИФА, в частности был неправильной ориентации. 

Еще…

А вот что рассказывается о реконструкции большой арены стадиона «Динамо» в книге Г.В.Ясного «Спортивные сооружения XXII Олимпиады»: «Реконструкции подверглись отдельные элементы сооружения. Заменена гидроизоляция трибун — теперь гребенка покрыта железобетонной стяжкой на самонапрягающемся цементе, что надежно предохранит подтрибунные помещения от протечек. Уложены новые сиденья из брусков сибирской лиственницы. Суперграфика — окраска трибун крупными пятнами сложной конфигурации в динамовские бело-голубые тона — придала стадиону своеобразные черты современного дизайна. В результате полной перепланировки помещений под Северной трибуной организованы новые комфортабельные раздевальные с современным оборудованием и реабилитационными ванными, пресс-центр с набором всех необходимых служб, буфеты, бары, узлы связи. Необычно наклоненные к чаше стадиона четыре трубчатые семидесятиметровые мачты со 120 прожекторами на каждой обеспечивают повышенную освещенность, необходимую для цветного телевидения». Всё. О какой-либо масштабной перестройке стен и трибун ни в одной публикации не упоминается.

Версия о сносе перед Олимпиадой трех четвертей стен стадиона «Динамо» появилась одновременно с возникновением нынешнего проекта «ВТБ Арена». В 2010 году, когда проводился конкурс на проект реконструкции, уже возникал вариант, при котором от исторического стадиона оставалась только западная стена, но тогда сочли подобное решение неприемлемым. Выигравший конкурс голландец Эрик ван Эгерат встроил внутрь арены огромный новый объем и нахлобучил сверху стеклянный пузырь, напоминающий шапку пены над пивной кружкой, но подчеркивал, что стены памятника архитектуры останутся неприкосновенными. Впоследствии Эгерата отстранили, а проект передали менее известному американцу Дэвиду Манику. Он перенял идею совместить в одном объеме футбольное поле и крытую арену, которая может использоваться для проведения как хоккейных матчей, так и концертов, но отказался от идеи сохранения исторических стен.

Подготовка к реализации переработанного проекта шла по двум направлениям: провели то самое «детальное исследование стен», которое якобы доказало их всего лишь 30-летний возраст, и лишили объект охранного статуса. Версия про силикатный кирпич лопнула, как только начался снос: сломы стен обнажают ярко-красную кладку, а вовсе не серую. Сложная строительная история стадиона не помешала четверть века назад признать его памятником. Внезапный ее пересмотр понадобился, чтобы убрать препятствия для осуществления планов девелопера. Из общих инвестиций в $1,5 млрд на футбольный стадион приходится пятая часть. Остальное — коммерческие объекты, ради реализации которых Москва теряет не только здание стадиона «Динамо», но и большую часть парка, с 2007 года считающегося объектом культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+