18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Памятник павшим при реновации

№65
Материал из газеты

Критики ополчились на Музей Виктории и Альберта после того, как он приобрел фрагмент жилого комплекса «Робин Гуд Гарденс». Директор V&A Тристам Хант защищает проект музея на страницах TAN

Среди многочисленных сокровищ Музея Виктории и Альберта (V&A) есть коллекция исторических интерьеров — от музыкальной залы Норфолк-хауса XVIII века до Дубовой комнаты Чарльза Ренни Макинтоша. В прошлом году к этому собранию мы добавили трех­этажный фрагмент жилого комплекса «Робин Гуд Гарденс», построенного в Восточном Лондоне в 1970-х годах по проекту Питера и Элисон Смитсон. Знаковую постройку основоположников брутализма, образец социального жилья власти города постановили снести.

Новое приобретение музей показывает в Венеции на Архитектурной биеннале и так отвечает на ее девиз «Свободное пространство». Бетонные элементы фасада выставлены рядом с павильоном V&A, а внутри можно посмотреть фильм, посвященный архитектуре комплекса и судьбам его жителей. Об утопической мечте Смитсонов об «идеальном, образцовом, новом способе городской организации» рассказывают и архивные документы.

К слову, «Робин Гуд Гарденс» показывали в Венеции еще в 1976 году на выставке Смитсонов «Палки и камни» в рамках биеннале. «Панельный дом — это руины наоборот», — писали архитекторы. Павильон V&A на нынешней биеннале поднимает вопрос, какие уроки мы можем извлечь из опыта Смитсонов сегодня, когда проблема социального жилья стоит очень остро. И все же с разных сторон раздаются голоса противников нового экспоната. Наши критики считают, что в V&A нет лишнего пространства для уродливого образца бруталистской архитектуры. Более того, утверждают скептики, «Робин Гуд Гарденс» был частью неудачного социального эксперимента, бесчеловечного модернизма и подобные здания не заслуживают быть увековеченными. Однако мы не должны следовать сиюминутным настроениям, нам нужно сохранять то, что имеет ценность для истории и вызовет отклик.

Тем более удивительно звучат высказывания некоторых критиков (правда, среди них нет жителей комплекса), считающих, что приобретение и экспонирование фрагмента этого здания поддерживает «социальную чистку» в Восточном Лондоне. Лучше уж утратить навсегда образец архитектуры, считают они, чем участвовать в сомнительной программе жилищной реновации, основанной на принудительном переселении жителей.

Оставим в стороне проблемы нового социального жилья, которое будет возведено на месте снесенного комплекса, и конструктивную роль, которую культурные институции могут сыграть в процессе столь необходимой городу реновации. Но за критикой можно уловить набирающую популярность убежденность в том, что музеи не имеют права сохранять нейтралитет, что они обязаны стать проводниками социальной справедливости. Получается, что, вместо того чтобы документировать, вдохновлять и интерпретировать, мы должны организовывать демонстрации и подписывать петиции. Я не уверен в этом. Миссия музея мне видится не в политической борьбе, а в организации общественного диалога, защите публичного пространства от небезопасных идей. И в эпоху ничем не ограниченной жесткой политики уравнивания эти убежища свободомыслия становятся важнее, чем когда-либо. 

Впрочем, оппоненты правы в том, что наше внимание к архитектуре не исключает контекста и мы избегаем фетишизации архитектуры, не хотим лишать ее социальной предыстории. Вот почему павильон V&A в Венеции надо рассматривать как часть дискуссии о проблемах социального жилья, которая подразумевает продолжение сотрудничества с нашими соседями. Стоит также отметить, что V&A работает в Восточном Лондоне с тех пор, как в 1872 году в Бетнал-Грин открылся наш Музей детства. И мы останемся там, несмотря на нападки интернет-троллей. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+