18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Искусство, которое заводится ключом

Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили

Коллекция шарманок и органов, фисгармоний и патефонов, заводных кукол-автоматонов и старинных часов с музыкальными механизмами занимает 11 тыс. кв. м. Такова приблизительная площадь музея, который был задуман коллекционером Давидом Якобашвили еще 18 лет назад и теперь открылся — пока что для избранной публики.

 Оснащать четырехэтажное здание в историческом районе Солянки всем необходимым современному музею нужно было аккуратно, и это было непросто: помещение увеличивали на четыре этажа вглубь пространствами мастерских и паркинга. Уникальная коллекция, когда-то составлявшая около 500 предметов, приобретенная Якобашвили у друга, шведского бизнесмена Билла Линдвалла, сегодня насчитывает больше 20 тыс., при этом Давид Михайлович вместе с сыном Михаилом, с которым делит управление музеем, регулярно продолжает пополнять собрание. 

Зрителям коллекция Давида Якобашвили отчасти знакома — он регулярно выставлял ее небольшими частями, например в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь она показана в одном месте: музыкальные инструменты и механизмы распределены по этажам, разделены на тематические зоны. Чем выше, тем тише — верхний этаж отведен под декоративно-прикладное и ювелирное искусство, антиквариат, сделанные Карло Бергомаско дагеротипы членов царской семьи, гравюры, необыкновенные табакерки, чайницы, сервизы, стоящие пока без экспликаций. Главная же партия — у музыкальных инструментов и механизмов, занявших три основных этажах, и ведет ее орган. 

Одним из первых в здании установили именно его — большой инструмент с надписью Bacigalupo на ажурном цоколе и движущимися деревянными фигурками циркачей. Фигурки артистов с колокольчиками в руках и итальянская надпись обманчивы: инструмент был сделан в Германии и предназначен веселить публику перед берлинским стадионом на Олимпийских играх в 1936 году. Историю инструментов можно узнать на тачпадах — и еще прослушать, как звучит тот или иной экспонат, посмотреть, как двигаются фигурки.

Двигающиеся по фасадам органов и органчиков фантастические животные, путти, бьющие в барабаны, создают ощущение волшебства, а расставленные на стеллажах раритетные музыкальные носители (валики для фонографов в старинных чехлах, восковые и бумажные перфорированные ленты, металлические диски, первые граммофонные пластинки) кажутся предметами из алхимической лаборатории.

Каждая вещь в музее говорит о моде своего времени. Например, трогательные музыкальные шкатулки, которые использовали в XVIII веке для обучения пению домашних птиц. К концу столетия им и вовсе придумали замену: пташек, которые заводятся ключом. Они выводят трели, поворачивают голову и машут хвостиком, как живые. XX столетие знаменуется появлением уже не механических, а электрических музыкальных автоматов с кнопками для выбора песни. Десяток этих веселых устройств можно найти на минус первом этаже. На том же уровне — необыкновенные двигающиеся куклы-автоматоны: есть потешный пекарь, выглядывающий из многоярусного торта, а есть страшноватый говорящий клоун, а еще заводные качели и карусели.

«Наконец-то завершена долгая работа по созданию музея. В нем соединились понятия времени и музыки — вечных, но постоянно эволюционирующих. Здесь можно увидеть, как из века в век люди совершенствовали свои изобретения для более точного, более чистого звучания», — сказал на предпоказе музея, стоя на фоне огромного часового маятника, Давид Якобашвили. Для публики московский музей откроется в начале осени. В будущем году в Сочи должен появиться большой филиал музея.

Посещение музея «Собрание» будет бесплатным, пока по предварительной записи.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+