18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Исторический музей отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского грандиозной выставкой

Название выставки, с которой Государственный исторический музей включается в масштабное празднование 700-летия Сергия Радонежского (3 мая 1314 (условно) — 25 сентября 1392), говорит само за себя. Экспозиция «Обители преподобного Сергия» строится вокруг двух главных «героев»: самого христианского подвижника и его детища — основанного им Троицкого монастыря, который впоследствии стал Троице-Сергиевой лаврой.

Задавшись целью рассказать о вкладе Сергия Радонежского и его обители в русскую культуру, церковную и духовную жизнь, музейщики собрали вместе множество самых разнообразных экспонатов — от древних икон и рукописных книг до лубочных картинок и паломнических сувениров, которые в большом количестве производили в лавре в конце XIX века. «Отдельные, единичные предметы нам предоставили Музеи Кремля, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, другие музеи и учреждения, несколько частных коллекционеров, но в основном мы задействовали собственные богатейшие фонды, — рассказывает научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. — Многие из этих вещей выставляются впервые».

Важное место на выставке занимают памятники иконописи, лицевого шитья, меднолитой пластики, резьбы по дереву с изображением преподобного и сцен из его жития. Это и икона первой трети XV века «Богоматерь с младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским», и вырезанные из кипариса складни, и небольшие образки, выполненные в технике драгоценной финифти.

О том, что святой — лицо реальное, историческое, напомнят, к примеру, книги, такие как принадлежавший ему Служебник (1380-е) или Служебник и Евангелие его ближайшего ученика и преемника, преподобного Никона Радонежского (конец XIV — начало XV века). Тут же будут представлены документы, связанные с историей Троице-Сергиевой лавры за огромный временной период — с XIV по ХХ столетие. Из них можно узнать подробности о 16-месячной осаде Троицкого монастыря польско-литовскими интервентами в начале XVII века и о его последующем возрождении при архимандрите Дионисии, о превращении монастыря в лавру при Елизавете Петровне в 1744 году, о переводе сюда в 1814 году Московской духовной академии, одного из крупнейших в России религиозных учебных заведений, и многое другое. Интересно будет проследить то, как менялся вид монастыря, по цветным миниатюрам из Лицевого жития преподобного Сергия (XVI в.), по картам, полотнам, графическим листам, выполненным в литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры во второй половине XIX — начале XX века, и даже по изображениям на кузнецовском фарфоре.

«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», — писал историк Василий Ключевский. Сегодня память о выдающемся духовном учителе обрела твердый переплет: к открытию выставки выпущен прекрасный каталог.

Государственный исторический музей
Обитель преподобного Сергия
14 мая — 13 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+