Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера

В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн

Владимир Щербаков (второй слева) и патриарх Кирилл в ходе посещения недавно построенной православной гимназии в центре Калининграда. Фото: Игорь Зарембо/ Sputnik via AP
Владимир Щербаков (второй слева) и патриарх Кирилл в ходе посещения недавно построенной православной гимназии в центре Калининграда.
Фото: Игорь Зарембо/ Sputnik via AP

Швейцарский арт-дилер и российский миллиардер оказались втянуты в спор о справедливой цене на полотна, каждое из которых стоит десятки миллионов евро. История звучит до боли знакомо? Между тем она не имеет ничего общего с тяжбой между Ивом Бувье и Дмитрием Рыболовлевым. Недавно в Женеве было возбуждено новое уголовное дело по жалобе, поданной в 2015 году неким промышленником из России, имя которого не разглашается. Он обвинил сотрудничавшего с ним арт-дилера в мошенничестве и заявил, что тот продавал ему по завышенным ценам произведения таких художников, как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Альберто Джакометти.

По данным источников The Art Newspaper, неназванный российский коллекционер — не кто иной, как Владимир Щербаков, сколотивший капитал на автомобильной промышленности. Он основал в Калининграде предприятие по производству и сборке автомобилей «Автотор», которое на сегодняшний день является вторым по величине в России. Кроме того, он был последним заместителем премьер-министра СССР, а позднее стал доверенным лицом президента России Бориса Ельцина. Помимо этого Щербаков возглавлял Госплан СССР, а в 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация», который занимался приватизацией государственных предприятий в России и других бывших республиках СССР. Наши источники сообщают, что обвиняемый арт-дилер — это Тьерри Хобейка, ранее сотрудничавший с Жаном Крюжье.

Первое сообщение об этой тяжбе появилось в статье, опубликованной Tribune de Genève. В ней не назывались имена сторон, но уточнялось, что истец живет в швейцарском Колоньи. Ранее, в 2017 году, эта же газета писала о том, что сын Щербакова Сергей, нынешний глава «Автотора», приобрел за €48 млн одну из самых дорогих вилл на берегу Женевского озера в Колоньи. До него виллой, которую окрестили «холмом миллионеров», владела дочь одного из основателей группы Gunvor Геннадия Тимченко.

По имеющимся у TAN сведениям, Владимир Щербаков потратил на свою художественную коллекцию около €700 млн. Большая ее часть была приобретена при посредничестве Хобейки, который начал работать самостоятельно после смерти Крюжье в 2008 году. Российский коллекционер обвинил дилера в том, что тот продавал ему произведения искусства по завышенным ценам и даже скрывал их реальную стоимость в своей отчетности. Согласно материалам дела, попавшим в распоряжение Tribune de Genève, в сделках с российским миллиардером Хобейка присвоил под видом комиссии €38 млн, используя для этого офшорные компании Servin International, United Trade Development Company, Finatrading Development и Wang Tak Trading Development. По данным газеты, он заявил следователям, расследующим дело о мошенничестве, что использовал эти каналы в целях соблюдения конфиденциальности своего клиента.

Это дело отличается от тяжбы между Рыболовлевым и Бувье, поскольку, как сообщает близкий к следствию источник, Щербаков предусмотрительно попросил Хобейку подписать контракт персонального агента с установленной комиссией (Ив Бувье постоянно утверждает, что он действовал как независимый арт-дилер и потому имел право устанавливать комиссию по своему усмотрению). Несмотря на то что Бувье не является непосредственным фигурантом этого дела, он все-таки выступил в роли свидетеля, поскольку его компания действовала как эскроу-агент (третья сторона, наблюдающая за исполнением обязательств) при заключении сделок между сторонами. Кроме того, коллекция Щербакова находится в хранилищах компании Natural Le Coultre в женевском фрипорте, которая ранее принадлежала семье Бувье.

И Владимир Щербаков, и Тьерри Хобейка отказались давать комментарии для этого материала. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+