Всемирный поток в отсутствие ковчега

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Борис Гройс написал книгу о том, куда движется современное искусство под влиянием социальных сетей и почему каждый сегодня может быть художником

Гройс Б. В потоке / Пер. А. Фоменко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 208 с. Cовместный проект с МСИ «Гараж»
Гройс Б. В потоке / Пер. А. Фоменко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 208 с. Cовместный проект с МСИ «Гараж»

Не принято начинать рецензию с обширной цитаты, но в данном случае невозможно удержаться — сразу становится ясно, какую приятную книгу создал Борис Гройс. «Современные средства коммуникации и социальные сети — Facebook, Instagram, YouTube и Twitter — позволяют населению земного шара выставлять свои фотографии, видео и тексты так, что их невозможно отличить от любого другого произведения искусства нашего времени. А современный дизайн позволяет тем же людям оформлять свои тела, жилые пространства и рабочие места и воспринимать их как художественные объекты и инсталляции. Следовательно, современное искусство стало поистине массовой культурной практикой, а современный художник живет и работает, окруженный скорее производителями искусства, нежели его потребителями».

Описание ситуации не вызывает сомнений. Да, в соцсетях каждый может выступить во всех смыслах художником — актером, писателем, режиссером и, уж конечно, фотографом. Любой имеет шанс остаться едва ли не единственным потребителем своего произведения, а может очаровать аудиторию, количественно превышающую рекордную посещаемость музейной выставки великого художника прошлого. Это очевидно. Однако вывод Гройса о том, что все воспроизводимое на просторах Интернета и есть современное искусство, не вызывает столь определенного согласия.

Recycle Group (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). Letter F. 2012. Фото: Группа Recycle
Recycle Group (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). Letter F. 2012.
Фото: Группа Recycle

Хотя приведенный отрывок, признаюсь, самый доступный для критики обывателем. Такой читатель может скептически отнестись и к заявлениям вроде следующего: «В свое свободное время люди работают: путешествуют, занимаются спортом, тренируются. Они не читают книги, а пишут в Facebook, Twitter и других социальных сетях. Они не смотрят искусство, а снимают фото и видео, которые потом рассылают своим друзьям и знакомым. Люди стали весьма активны. Они организуют свое свободное время, выполняя всевозможные виды работы». Нет, большинство «тупо сидит в Интернете». Но это, опять же, на взгляд рядового пользователя, то есть того же обывателя, всегда судящего о других по себе.

Небольшая — 200-страничная, написанная по-английски и переведенная на русский язык Андреем Фоменко — книга «В потоке» объясняет, что к своему современному состоянию искусство шло весь XX век. Интеллектуальной плотностью изложения и количеством заданных вопросов с последующими ответами она напоминает лекции университетского спецкурса.

Упоминаний художественных произведений здесь немного: фильм Ларса фон Триера «Меланхолия», инсталляция Ильи Кабакова «Мы здесь живем», походя замечены «Башмаки» Винсента ван Гога и акции Марины Абрамович, а многократно Angelus Novus Пауля Клее. «Новый ангел» — любимая картина Вальтера Беньямина, нашедшего в ней глубочайший смысл, наверняка не заложенный ее автором.

Recycle Group (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). «Заблокированный контент». 2017. Фото: Группа Recycle/Courtesy of the artists and the Russian Pavilion, Venice.
Recycle Group (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). «Заблокированный контент». 2017.
Фото: Группа Recycle/Courtesy of the artists and the Russian Pavilion, Venice.

«В потоке» Гройса, особенно в главах о сегодняшних властителях умов — Google и WikiLeaks, также кажется запредельно глубокой, наделяющей поисковую систему и разоблачительный сайт несвойственной им значимостью. Речь в книге идет не о произведениях искусства, а об анализе его существования со времен модернизма до наших, определенных как постконцептуальные, дней. Так что цитируются в книге преимущественно философы и художники как теоретики: Гегель, Маркс, Ницше, Витгенштейн, Маринетти, Фуко, Малевич (с «Черным квадратом», разумеется) и так далее. Отдельная глава посвящена анализу статьи Климента Гринберга «Авангард и китч», написанной в 1939 году. Развивая идеи американского теоретика искусства и споря с ними, Гройс заканчивает все тем же: «Современный человек выступает отчасти как производитель искусства, а отчасти как его потребитель». Другие главы он посвящает авангарду, реализму, концептуализму и современному существованию искусства в Интернете. Больше искусству, говоря попросту, находиться сегодня негде (почему музеи потеряли свою значительность, объясняется).

Борис Гройс выступает здесь продолжателем дела цитируемых философов, уверяя, что «теория никогда не была столь важна для искусства, как сегодня». Поскольку художнику, как и любому человеку, необходимо объяснить прежде всего самому себе то, что он делает и что ему делать дальше, перед неминуемой встречей со смертью. А такая насущная потребность в помощи вызвана переживаемым нами кризисом традиции. Словом, без теоретика жить невозможно, и тут Гройс нам в помощь.

Нельзя сказать, что «В потоке» — легкое чтение, порой в нем вязнешь. Но, как только одолевает усталость от погружения в логику чужого мышления, автор делает какое-то неожиданное, задевающее читателя заявление, и интерес тут же возвращается. «Ведь главная цель искусства — показывать, экспонировать разные образы и стили жизни. Таким образом, оно часто играет роль осуществленного на практике знания, демонстрируя, что значит жить в соответствии с определенным знанием».

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+