18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ненаписанную фреску создадут при помощи цифровых технологий

№64
Материал из газеты

Потомки французского промышленника давно мечтали воплотить замысел декоратора Лебрена в своем имении Менси, расположенном к юго-востоку от Парижа

Французский дворец в стиле барокко Во-ле-Виконт, послуживший прототипом Версальского дворца Людовика XIV, остался без монументальной фрески Шарля Лебрена, которая должна была украсить его центральный зал. Лебрен, художник и декоратор большого имения Менси, расположенного к юго-востоку от Парижа, как раз собирался приступить к росписи потолков в центральном зале, когда в 1661 году его покровитель Николя Фуке, королевский суперинтендант финансов, был арестован по обвинению в предательстве и расхищении государственной казны.

После наделавшего много шума суда Фуке был приговорен к заключению и умер в тюрьме спустя 20 лет, а Людовик XIV перевел архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и Лебрена на постройку собственного, еще более роскошного дворца в Версале. Во-ле-Виконт побывал в собственности нескольких аристократических родов, а в 1875 году его приобрел и отреставрировал крупный промышленник Альфред Соммье. Потомки Соммье полвека назад открыли дворец для посещения, а теперь хотят привлечь цифровые технологии, чтобы воплотить так и не созданную фреску Лебрена «Дворец солнца».

По словам Асканио де Вогюэ, праправнука Соммье, художник «сделал несколько подготовительных рисунков и даже небольшой макет, а Жерар Одран создал гравюру по наиболее завершенному подготовительному рисунку». Вот и все, что дошло до нас от сложной мифологической композиции, которая «стала бы одним из самых ослепительных и величественных живописных произведений классического французского барокко». Семья давно мечтает воплотить замысел Лебрена в натуральную величину на потолке, который в 1830 году был украшен фреской с летящим орлом. Но, поскольку Во-ле-Виконт имеет статус памятника, оригинальные элементы здания нельзя изменять. От идеи подвесного потолка пришлось отказаться: как пояснил де Вогюэ, это «слишком сложно технически и слишком обременительно». 

Технология видеомэппинга предлагает «обратимое» решение. Существующую фреску с орлом расчистят и отреставрируют. Искусствоведы изучат проект Лебрена в контексте декоративной схемы зала. «Под их руководством вместе с художниками мы начнем разрабатывать движущуюся цветную композицию», — говорит де Вогюэ. Он надеется, что в результате удастся создать анимированную проекцию на несколько минут, в которой эскизы Лебрена будут превращаться в завершенную живописную композицию и затем в анимацию.

Остаются два препятствия: дневное освещение и финансирование. Чтобы запускать проекцию в часы работы дворца, поясняет де Вогюэ, потребуется установить 30 проекторов, «что невозможно реализовать как с точки зрения пространства, так и с финансовой точки зрения», и завесить окна, что «было бы дикостью». Можно ограничить демонстрацию проекции вечерними мероприятиями, проходящими при свечах по субботам с мая по октябрь. «Но мы продолжаем изучать возможные решения и для работы в дневные часы», — говорит он.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+