18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

№65
Материал из газеты

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей. 

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло. 

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau... Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне. 

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+