18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские опять в моде

В Музее Анны Ахматовой в Петербурге повторили выставку искусства СССР, показанную в Японии в 1927 году

«Русские опять в моде», — написал в своем письме из Японии Николай Пунин о выставке «Искусство новой России», которая открылась в Токио летом 1927 года. С тех пор прошло почти 90 лет, об этой выставке забыли и в России, и в Японии. Открывшаяся в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме экспозиция напоминает о том, какую роль она сыграла тогда и как повлияла на жизнь самого Пунина и близких ему людей.

В большом выставочном зале Фонтанного дома представлены работы более 70 художников, среди которых Игорь Грабарь, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Николай Тырса, Роберт Фальк и другие выдающиеся российские мастера первой половины XX века. Кроме живописных работ, здесь представлены все техники, жанры и направления в изобразительном искусстве новой, послереволюционной России: станковая живопись, графика, книжные иллюстрации, плакаты. Именно эти картины, рисунки, эскизы и книги побывали 90 лет назад в Японии.

Рядом, отделенная от собственно искусства легкой полупрозрачной занавесью, представлена обширная мемориальная экспозиция: личные фотографии, письма, подарки, которые Пунин привез из Японии своим близким и друзьям, с том числе Анне Ахматовой. Два имени, Пунин и Ахматова, соединяет на выставке портрет поэтессы работы Петрова-Водкина. Его живописный оригинал Пунин специально отобрал для поездки в Японию. Сейчас он экспонируется на выставке в Государственном Русском музее, поэтому в Музее Ахматовой представлен только его набросок. Экспонаты на выставку предоставили Русский музей и частные владельцы, главным образом потомки Пунина.

«В каком-то смысле наша выставка — это и рассказ о судьбе Николая Пунина, — сказала на вернисаже директор Музея Ахматовой Нина Попова, — потому что она посвящена еще и открытию Японии самим Пуниным, который побывал там впервые и который до этого знал Японию только по работам японских художников. Спустя годы Николай Николаевич вспоминал о своей поездке в Японию как о самом счастливом времени жизни».

Дипломатические отношения Страны Советов с Японией были установлены в 1925 году, и практически сразу началась подготовка к обмену художественными выставками. Со стороны России этой работой занимался специально созданный комитет во главе с народным комиссаром просвещения Анатолием Луначарским и Ольгой Каменевой, сестрой Льва Троцкого и первой женой Льва Каменева, руководившей Всероссийским обществом культурных связей с заграницей.

Николая Пунина, возглавлявшего тогда созданный им отдел новейших течений Русского музея, привлекли к участию в подготовке на последнем этапе. Его назначили комиссаром выставки, ответственным за ее проведение наряду с московским искусствоведом Давидом Аркиным. Пунин практически полностью поменял список экспонатов, исключив из него около 100 работ Ассоциации художников революционной России (АХРР), добавив графику, книжные иллюстрации.

Почему он решил не отправлять в Японию картины Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Мартироса Сарьяна, Павла Филонова и других представителей русского авангарда? Что, кстати, вызвало потом негативные отклики в японской прессе: радикально настроенная публика жаждала видеть авангардное искусство новой России. Сам Пунин объяснял это какими-то проблемами доставки и транспортировки.

«Возможно, он не был уверен в том, как японцы воспримут русский авангард, и, что называется, перестраховался, — предположила в разговоре с корреспондентом TANR Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея. — Он взял работы уже признанных мастеров, членов Общества художников-станковистов, причем с расхожими сюжетами а-ля рюс: мужики, бабы, русские пейзажи. Решил показать традиционные вещи, опираясь на любимых мастеров. И это — отражение того, как, по мысли Пунина, русское искусство должны представлять себе японцы».

Фактически авторы нынешней выставки реконструировали экспозицию 90-летней давности, что стало неожиданностью и для специалистов из Русского музея. Ведь большую часть экспонатов, побывавших в Японии, Николай Пунин брал у своих друзей — художников и коллекционеров. И только позже они оказались в ГРМ. Но не как участники первой советской зарубежной выставки, а как обычные работы, приобретенные музеем или полученные в дар. Так что выставка в Музее Ахматовой позволила и Русскому музею увидеть первую встречу отечественного искусства с Японией.

«А для нас эта выставка — еще одна возможность поговорить о людях, чья жизнь проходила в стенах этого дома, — поясняет Нина Попова. — Они жили именно здесь, сюда Пунин писал из Японии письма Ахматовой. Эта выставка — еще и память о них».

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Русские опять в моде
До 19 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+