18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Шедевр Микеланджело вновь переехал

№65
Материал из газеты

Величайшая реликвия Великобритании — мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» — заняла почетное место в новой галерее Королевской академии художеств в Берлингтон-Гарденс

Тондо «Мадонна Таддеи», или «Тондо Таддеи», Микеланджело, ранний шедевр гения и величайшее из сокровищ Королевской академии художеств, снова переезжает. Круглый незавершенный мраморный барельеф, изображающий Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, с 1991 года занимал специально отведенную нишу у входа в Галереи Саклера, а в прошлом году погостил в Национальной галерее на выставке «Микеланджело и Себастьяно». Там, в отличие от прежнего, весьма скромного места — в конце длинного зала с рядами гипсовых скульптур, его буквально смогли увидеть в новом свете.

Тондо, освобожденное от зеленоватого пуленепробиваемого стекла, удивляло не только виртуозной техникой Микеланджело, которая видна во всех потрясающих деталях барельефа (их можно разглядеть благодаря новейшей технологии защитного экрана), но и игрой света и нежных теней, сосредоточивших огромную эмоциональную и духовную силу этого произведения.

После выставки тондо демонстрировалось в контексте других экспозиций Национальной галереи — рядом с шедеврами Высокого Возрождения, в частности с рисунком «Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи, который Королевская академия продала Национальной галерее в 1962 году за £800 тыс.

«Мадонна Таддеи» была завещана академии сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.

Как только тондо установили в берлоге Бомона на Гросвенор-сквер в Лондоне, «для всех художников оно стало главным предметом разговора», с энтузиазмом сообщал шотландский живописец Дэвид Уилки. Скульптор Иоганн Генрих Фюссли якобы даже пытался удержать свою коллегу по цеху Энн Сеймур Дамер, «которая рвалась его закончить». Уилки сделал эскиз тондо; набросал его и Джон Констебл в 1830 году, когда после смерти Бомона барельеф перевезли в Королевскую академию. Бомон пожелал, чтобы прекрасное тондо осталось в горячо любимой им институции. Великий мраморный барельеф работы Микеланджело весом 350,75 кг был доставлен в академию за £1.

За всю историю «Мадонна Таддеи» всего дважды покидала свой новый дом (впервые в 1966 году, на выставку в Музей Виктории и Альберта), хотя в самой академии за 188 лет пребывания ее переносили не раз. Теперь прославленный мрамор займет почетное место в новой Галерее коллекции, спроектированной Адриеном Гардером, которую курирует президент Королевской академии Кристофер Ле Брюн, — снова среди копий. 

Тондо будет находиться в северном конце зала, между окон. Таким образом, барельеф станет кульминацией раскрывающейся перед зрителем перспективы. Почетную компанию ему составят копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, созданная в XVI веке Джампьетрино, с левой стороны и три копии этюдов для фрески Рафаэля, выполненные Джеймсом Торнхиллом, с правой. 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+