18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Образа из России уходили по двойной-тройной цене. Коллекция посла вернется частью

10 апреля нью-йорский Bonhams провел торги, привлекшие особое внимание российских коллекционеров и дилеров: была представлена разом коллекция русских икон, до сих пор практически неизвестная. Так сложилось, что отечественный рынок икон — сфера очень закрытая, даже в сравнении с остальным российским рынком антиквариата, традиционно не стремящимся к публичности. Как и в советское время, большинство крупных коллекционеров икон прекрасно знают друг друга, следят за судьбами целых коллекций и отдельных значимых икон, которые редко появляются в открытой продаже и очень быстро находят новых владельцев. Относительное изобилие рынка икон, запомнившееся по 1990-м годам, ушло в прошлое, почему в наши дни коллекционеры не упускают возможности делать покупки за рубежом.

Откуда там иконы? Зарубежные коллекции русских икон начали активно формироваться после Октябрьской революции: иконы вывозили эмигранты, иконы продавало советское государство. Поскольку в начале ХХ века русская иконопись приобрела в мире высокую художественную репутацию, а зарубежные цены значительно превышали цены советского черного рынка (легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало), в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны: сотрудниками дипломатических представительств, членами экипажей морских судов, совершавших загранплавания. Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия; появились антиквары, специализирующиеся на русских иконах, в США. Еще одним источником формирования современных западных коллекций икон стали личные собрания высокопоставленных иностранных дипломатов, работавших в Советском Союзе. Для многих приобретение русского искусства и иконописи было искренней страстью — гостеприимные хозяева им в этом не препятствовали (хоть продажа икон и предметов культа в СССР и была запрещена), а нередко и помогали, организуя посещения запасников музеев и хранилищ икон (особенно в 1920–1940-е годы). Периодически на Западе проходили аукционные продажи икон: например, в 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, где была продана считавшаяся тогда эталонной коллекция икон покойного Джорджа Ханна, собранная и вывезенная им из Советского Союза в конце 1930-х. Однако начиная с 1990-х годов главными участниками таких аукционов стали русские коллекционеры, поскольку желание покупать у них никогда не исчезало, а деньги наконец-то появились. Десятого апреля 2014 года в Нью-Йорке аукционный дом Bonhams выставил на торги коллекцию икон, поступившую от наследников Лоуренса Штейнгардта, занимавшего в 1939–1941 годах пост посла США в СССР. Ранее часть ее выставлялась в музее Хиллвуд, где собрана одна из самых интересных коллекций русского искусства в США. Штейнгардт, бывший третьим по счету послом США в СССР, серьезно увлекся коллекционированием русской иконописи и лично отбирал каждый предмет для пополнения своего собрания — в результате в ее составе оказались работы мастеров основных иконописных школ XVI–XX веков, включая старообрядческие иконы.

Российские коллекционеры и искусствоведы традиционно достаточно хорошо знают крупные собрания икон — как отечественные, так и зарубежные. Однако, по словам завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Натальи Шередеги, об этой коллекции ранее в России известно не было. Директор Музея русской иконы Николай Задорожный впервые услышал о собрании Штейнгардта примерно полгода назад — от сотрудницы аукционного дома Bonhams, посетившей музей. У американских коллег Задорожного, занимающихся русскими иконами, также не было предварительной информации об этой коллекции. Тем не менее опытные коллекционеры быстро оценили ситуацию, и торги, кстати, очень оживленные, прошли с впечатляющим результатом: из 62 икон было продано 43 (69%) на общую сумму $1,34 млн. Следует отметить, что более 60% проданных икон ушли за сумму, не превышающую $10 тыс., однако шесть лотов перешагнули границу в $100 тыс. Среди этих рекордсменов — трехчастная икона начала XVIII века Спас Эммануил с архангелами, проданная за $227 тыс., с более чем двукратным превышением эстимейта; строгановская икона Воскрешение и сошествие во ад, ушедшая за $106,25 тыс., с более чем троекратным превышением эстимейта; ну а самым дорогим лотом аукциона стал Деисусный чинс праздниками и святыми ростовской школы конца XVI века, проданный за $245 тыс. (эстимейт $18–25 тыс.).

МНЕНИЕ

Николай Задорожный
Директор Музея русской иконы

Какое впечатление произвела коллекция Лоуренса Штейнгардта на специалистов Музея русской иконы?

Информация о торгах Bonhams заинтересовала Михаила Абрамова, владельца нашего музея, и он направилв Нью-Йорк замдиректора музея Ирину Шалину, что бы посмотреть вещи вживую. Собрание оказалось интересным, но очень неровным, на ряду с подлинными шедеврами там присутствовали совершенно рядовые произведения. Трудно назвать это коллекцией в полном смысле слова: коллекция все-таки предполагает некую концепцию, отобранность произведений. А тут был хаотичекий набор русских икон, заинтересовавших господина посла. Создатель коллекции, судя по всему, не был специалистом в области иконописи, поэтому приобретал случай ные вещи, несопоставимые по уровню с некоторыми уникальными иконами, которые также ему попадались.

Тем не менее Музей русской иконы сделал покупки на этом аукционе?

В нашем собрании ранее не было ни одной иконы строгановской школы, и мы купили прекрасный подписной складень (лот 1048) О тебе радуется, выполненный по заказу Максима Яковлевича Строганова (первая треть XVII века, $100 тыс.).

Еще мы купили складень (Богоматерь Смоленская, Шестоднев праздников и Суббота всех святых) (лот 1039), который был атрибутирован как работа кремлевских мастеров, но в действительности это Великий Устюг. Складень датирован, и известно, что это вклад великоустюжского митрополита в один из монастырей Великого Устюга (середина XVII века, $173 тыс.). И очень интересным при обретением стала икона (лот 1059) работы венецианского мастера в итало-критском стиле, изображающая святых Фанурия и Антония Падуанского (конец XVII века, $15 тыс.). Это очень редкий случай, когда на одной иконе изображены православный и католический святые.

Насколько активно шли торги, и можно ли предположить, откуда были покупатели?

Ход торгов подтвердил правило, что уникальные иконы всегда стоят дорого: торг за них шел упорный. Я знаю, что удачные покупки совершил Гари Татинцян (лоты 1009 и 1023): это икона Рождество Христово, датированная XVII веком, но она на 100 лет старше (Суздаль, $106,3 тыс.), и икона с деисусным чином, наиболее почитаемыми праздниками и из бранными святыми (Ростов Великий, конец XVI века, $245 тыс.). Пополнил свое со брание коллекционер Сергей Ходорковский: он купил икону Единородный Сыне (лот 1001) (Москва, первая полови на XIX века, $8,1 тыс.) и образ святого Александра Невского (лот 1008) (Москва, начало ХХ века, $5 тыс.). По словам коллекционеров, мы сможем увидеть эти иконы в России.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+